семинар № 1. Педагогическая психология как отрасль психологической науки.

  1. Педагогическая психология как междисциплинарная отрасль научного знания, ее возникновение, основные этапы развития и современное состояние.
  2. Предмет педагогической психологии: факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта в процессе обучения и воспитания, развивающие возможности учебной деятельности и психологические механизмы управления образовательным процессом.
  3. Основные разделы педагогической психологии: психология учения, психология преподавания, психология педагогического общения, психология воспитания.
  4. Теоретические и практические задачи педагогической психологии, ее основные методы.

 

 

Литература

  1.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.
  2. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 - 239 с.
  3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.
  4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.
  5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. – 287 с.
  6. Регуш Л.Ф. и др. Педагогическая психология. - Спб: Питер, 2011. – 416 с.
  7. Савенков А.И. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2010. – 345с.

 

Задания первого уровня.

1. Сделать конспект к семинарскому занятию.

2. Найти в литературе ответ на вопрос: Какие психологические особенности учения считали основными создатели  разных направлений обучения.

3. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.

 

Задания второго уровня.

1. Составить сравнительную таблицу направлений обучения разных исторических эпох и ученых.

Направление обучения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.

 

 

2.

 

 

 

2. Сравните взгляды разных ученых на развитие ученика. Критерии сравнения могут быть: цель обучения, отношения с учителем, отношения с учениками, развитие способностей, развитие личностных качеств, когнитивная картина мира. Можете дополнить собственные критерии сравнения.

3. Правомерно ли считать культурно-историческую теорию Л.С. Выготского основой отечественной педагогической психологии? Приведите аргументы доказывающие или опровергающие эту точку зрения.

4. Чем актуальна проблема одаренности? Проанализируйте отечественную систему образования: что принципиально нового вносит разработка данной проблемы?

 

Задания третьего уровня.

  1. Напишите эссе на тему: в каком направлении я предпочел бы работать и учиться и почему.
  2. Разработайте фрагменты занятий по психологии или педагогике (процесса обучения) в рамках разных направлений обучения.
  3. Предложите и обоснуйте систему условий, благодаря которым в процессе образования будет формироваться компетентность учащегося

 

семинар № 2.  Психология научения.

  1. Бихевиористская концепция научения. Классическое обуславливание по И.П. Павлову. Коннекционизм Э. Торндайка. Оперантное обуславливание Ф. Скиннера.
  2. Социально-когнитивное научение по А. Бандуре.
  3. Научение и память..
  4. Когнитивный подход к научению: Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и Дж. Брунер.

 

 

Литература

  1. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986
  2. Ле Франсуа Г. Прикладная педагогическая психология. М., 2007.
  3. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М., 1984
  4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.

 

Задания первого уровня.

1. Сделать конспект к семинарскому занятию.

2. Найти в литературе ответ на вопрос: Какие психологические механизмы научения считали основными создатели  разных направлений научения.

3. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара. (NB: ЛИТЕРАТУРА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ РАНЕЕ 2001 ГОДА)

 

Задания второго уровня.

1. Составить сравнительную таблицу направлений обучения разных исторических эпох и ученых.

концепция научения

основные механизмы научения
содержание научения

1.

 

 

2.

 

 

 

2. Сравните взгляды разных ученых-бихевиористов на развитие ученика. 

3. Сравните взгляды разных ученых-когнитивистов на развитие ученика.

.

 

 

Задания третьего уровня.

  1. Напишите эссе на тему: как развивается память и мышление при научении.
  2. Разработайте фрагменты занятий по психологии или педагогике (процесса обучения) по разных направлениям научения.
  3. Напишите эссе на тему: какие  механизмы и закономерности научения использовали ваши учителя и преподователи.

семинар № 3.  Психология учебной деятельности и развивающего обучения.

  1. Понятие об учебной деятельности.
  2. Структура учебной деятельности.
  3. Проблема развивающего обучения.
  4. Формирование теоретического мышления.

 

 

Литература

  1. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986
  2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.
  3. Развивающее обучение - страница на данном сайте

 

Задания первого уровня.

1. Сделать конспект к семинарскому занятию.

2. Найти в литературе ответ на вопрос: Какие психологические механизмы научения считали основными создатели  системы развивающего обучения.

3. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара. (NB: ЛИТЕРАТУРА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ РАНЕЕ 2001 ГОДА)

 

Задания второго уровня.

1. Составить сравнительную таблицу разных систем развивающего обучения.

концепция обучения

основные механизмы научения
содержание научения

1.

 

 

2.

 

 

 

2. Сравните процесс обучения в традиционной и развивающей системы. 

3. Сравните особенности эмпирического и теоретического мышления.

.

 

 

Задания третьего уровня.

  1. Напишите эссе на тему: как развивается рефлексия в учебной деятельности?
  2. Разработайте фрагменты занятий по психологии с точки зрения разивающего обучения.
  3. Напишите эссе на тему: какие  механизмы и закономерности развивающего обучения можно использовать в практике вашего обучения и как развивать теоретическое мышление у студентов?

семинар № 4.   Мотивация учения.

План.

  1. Мотивы учения, их виды. Мотивы учения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.
  2. Формирование мотивации учения.
  3. Причины неуспеваемости школьников.
  4. Пути предупреждения и коррекции неуспеваемости.

Литература:

  1. Гордеева Т.О. Мотивация достижения. - М., 2007.
  2. Ильин  Е. П. Мотивация и мотивы. Спб., 2001.
  3. Леонтьев Д.А. Психология мотивации. М., 2008
  4. Маркова А.К., Матис Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
  2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.

 

Задания второго уровня.

  1. Сравните способы мотивации персонала в организации менеджером и мотивации учеников к учебной деятельности педагогом. Оцените уровень эффективности способов учебной мотивации.
  2. Проведите анализ приемов мотивации в системе вузовского обучения.
  3. Проследите возрастную динамику изменения учебных мотивов и определите (найдите в литературе) эффективные приемы мотивации для каждого возраста.

 

Задания третьего уровня.

  1. Разработайте систему приемов (факторов) учебной мотивации студентов вуза.
  2. Перечислите (или разработайте сами) приемы коррекции нарушения учебной мотивации ученика.
  3. Проведите анализ деятельности какого-либо преподавателя (конкретного) с точки зрения формирования учебной мотивации.

 



семинар № 5. Индивидуализация обучения.

План.

  1. Индивидуальные различия в обучениии.
  2. Индивидуальный стиль учения.
  3. Дифференциация обучения.
  4. Учет индивидуальных различий в обучении.

Литература:

  1. Ле Франсуа Г. Психология для учителя. - Спб., 2007.
  2. Унт  И. Индивидуализация обучения. .М, 2001.
  3. страничка на сайте индивидуальный стиль учения

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
  2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.

 

Задания второго уровня.

  1. Сравнитеразные подходы к выделению типов индивидуального стиля учения.
  2. Проиллюстрируейте примерами ваш собственный стиль учения.
  3. Разработаете программу коррекции стиля учебной деятельности, если это возможно.

 

Задания третьего уровня.

  1. Разработайте систему индивидуализации обучения студентов вуза.
  2. напишите эссе "Мой индивидуальный стиль учения".
  3. Проведите анализ деятельности какого-либо преподавателя (конкретного) с точки зрения организации индивидуализации учебной деятельности.

семинар №  6. Педагог как субъект педагогической деятельности.

План:

  1. "Я" – концепция учителя. Педагогические способности. Психологическая компетентность учителя.
  1. Имидж учителя как фактор профессионализма.
  2. Профессиональное развитие и профессиональные деформации личности учителя.
  3. Психологическое здоровье учителя: способы сохранения.

Литература.

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н /Дону, 1997. - С. 173-216.
  2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - С.110-137.
  3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.
  4. Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995. - С. 267-273.
  5. Способности и склонности: комплексные исследования. - М., 1989.
    1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. РнД., 2003.

 

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
  2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
  4. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.

 

Задания второго уровня.

  1. Дайте сравнительную характеристику
  2. Какие существуют механизмы и возможности защиты и поддержания самоотношения учителя?
  3. Как связаны образ Я и образ профессии и какую они играют роль в построении образа «Я - профессионал»?
  4. Составьте портрет «идеального педагога» и «реального педагога» - объясните причины расхождения.

 

Задания третьего уровня.

  1. Разработайте систему критериев диагностики педагогических способностей.
  2. Разработайте и обоснуйте систему психолого-педагогического сопровождения психологического здоровья учителя.
  3. Разработайте рекомендации по предупреждению профессиональных деформаций учителя.

 

 

семинар № 7.  Психология педагогической деятельности и общения

План: 

  1. Специфические особенности педагогической деятельности, ее структура.
  2. Мотивация педагогической деятельности.
  3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
  4. Педагогическое общение как взаимодействие,
  5. Барьеры и конфликты в педагогическом общении.

Литература: 

  1. Ершов П.М., Ершова А.П., Булатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. - М.,1998. - С. 19-50.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н / Дону, 1997. - С. 343-372.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
  4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.

 

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
  2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
  4. Почему учитель должен быть хорошим оратором? Перечислите приемы удержания внимания аудитории.
  5. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.

 

Задания второго уровня.

  1. Как понять ученика и дать ему психологическую характеристику? Разработайте схему структурированного наблюдения за учеником.
  2. Приведите примеры из практики, когда педагогический конфликт разрешался конструктивно, когда деструктивно, а когда – со смешанными последствиями.
  3. Разработайте рекомендации по способами саморегуляции в конфликтном взаимодействии и конструктивному разрешению конфликтов.
  4. Разработайте систему критериев оценки эффективного педагогического общения.
  5. Сравните виды общения: личностное, деловое педагогическое.

Критерии сравнения

Личностное общение

Деловое общение

Педагогическое общение

1. Цель.

2. Структура.

3. Содержание.

4. Эффективный тип.

5. Стили.

6. … (другие возможные критерии)

 

 

 

 

Задания третьего уровня.

1.      Разработайте систему критериев диагностики качества педагогической деятельности (профессиональной компетентности педагога). 

2.      Заполните таблицу, дополните ее собственными ситуациями: 

Конфликтная ситуация

Причины конфликта

Конструктивный способ разрешения

Деструктивный способ разрешения

 

 

 

 

1. Родители считают, что педагог предвзято относится и субъективно оценивает ребенка

 

 

 

2. Администрация предъявляет неправомерные требования к стилю взаимодействия педагога и детей.

 

 

 

3. Ученики не выполняют домашнее задание.

 

 

 

4. Ученики закрылись в кабинете и педагог не может туда войти.

 

 

 

5. Педагог оказался свидетелем драки учеников.

 

 

 

6. …

 

 

 

 

  1. Опишите особенности проектирования педагогической деятельности педагога с формально-предметной направленностью и с гуманистической направленностью.
  2. В педагогической деятельности выделается несколько функционально-ролевых позиций: коммуникатор, организатор, фасилитатор. Опишите специфику и меру представленности этих позиций в разных образовательных средах.

Образовательные среды.

Коммуникатор

Организатор

Фасилитатор

Традиционное обучение

 

 

 

Развивающее обучение

 

 

 

Начальная школа

 

 

 

Основная школа

 

 

 

Высшая школа

 

 

 



 













© educationalpsychology

Сделать бесплатный сайт с uCoz