Планы практических занятий «Педагогика и психология» Семинар № 1 «Когнитивные процессы» Вопросы семинара
Практические задания Практические задания по семинару представляют собой несколько разнонаправленных заданий (составление схем, комментарий, объяснение, логические задачи и проверочный тест). Приступая к решению задач обратите внимание на умение аргументировать, доказывать свое мнение. 1. Составление схем. а) «Классификации ощущений», б) «Классификации видов внимания», в) «Классификация видов памяти». 2. Комментарий Прокомментируйте приведенные факты. Объясните, от чего зависит индивидуальное восприятие. (А) Во время Второй мировой войны врач Г.К. Бехер, изучавший восприятие боли, заметил, что солдатам, раненным в бою, значительно реже требовался морфин, чем гражданским лицам, выздоравливающим после операции. Бехер писал, что раненый солдат испытывал «облегчение, благодарность судьбе за то, что ему удалось уйти живым с поля боя, даже эйфорию; для гражданских лиц серьезная хирургическая операция – это источник депрессии и пессимизма». (Б) Люди, живущие в густом лесу, удаленные предметы воспринимают как маленькие по размеру. (В) Жители равнин также воспринимает предметы измененными, когда смотрят сверху вниз. (Г) Строители-высотники не замечают искажения объектов. (Д) Ослепнув в детстве человек, обретя способность видеть, лишь в зрелые годы считал, что может выпрыгнуть из окна (10 - 12 метров) не причинив себе вреда. 3. Тест
4. Осознанное узнавание зависит от... а) порога восприятия; б) контроля, осуществляемого ретикулярной формацией; в) деятельности высших центров; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
5. В восприятии отражаются... а) отдельные свойства вещей и явлений; б) целостные образы предметов и явлений; в) обобщенные понятия о предметах и явлениях; г) отдельные стороны действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. Решение задачи. Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций.
1. Народная мудрость гласит: пустая голова не думает. 2. Богатство памяти — мера освоения материальной и духовной реальности. 3. Хорошая память — основа обучения. 4. Чем человек умней, тем лучше его память. 5. Богатый запас слов — показатель хорошей памяти и хорошего ума. 6. Любая научная работа делает память лучше. 7. Если человек утрачивает память, он теряет ум. 8. Без памяти человек перестает быть личностью. 9. Благодаря памяти человек становится человеком. 10. Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма средним интеллектом. Тема 2. Мышление и воображение
Литература:
Практические задания
Задача № 1 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения. 1. Сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение ... связей вещей. 2. Мышление дает знания о ... свойствах, связях и отношениях ... реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к ...». 3. Опосредствованный и ... характер мышления обеспечивает познание человеком не только явлений, но и их ... . 4. Мыслящее созерцание есть осознание единичного в форме ... . 5. Мысль обретает в ... необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится доступной для других людей и для нас самих. 6. Сущность мышления состоит в установлении ... .... связей и отношений между предметами и явлениями. 7. Теоретическое мышление – это оперирование знаниями, выраженными в ..., ... и .. 8. Отличительная особенность... .... мышления – непосредственная связь с восприятием мыслящим человеком ... ... . 9. Деятельность практического мышления направлена на разрешение ... задач, а функционирование теоретического мышления связано с поиском ... ... . 10. Интуитивное мышление носит свернутый, в основном ... характер и означает акт одномоментного «...» структуры ситуации или задачи. Задача № 2 Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. 1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ : ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Понятие : ... (обобщенное отражение, информация, психика, мысль) 2. Образец: ОЩУЩЕНИЕ : ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ Понятие : ... (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс)
Мышление :... (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение) Задача № 3 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Допонятийное мышление в теории Ж. Пиаже характеризуется... а) эгоцентризмом; б) нечувствительностью к противоречию; в) синкретизмом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 2. Понятийное мышление проявляется в... а) оперировании единичными случаями; б) несогласованности объема и содержания; в) отсутствии представлений о сохранении количества; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 3. По форме различают следующие виды мышления: а) наглядно-действенное; б) теоретическое; в) интуитивное; г) дискурсивное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 4. Наглядно-образное мышление связано с... а) оперированием понятиями; б) рефлексией; в) оперированием суждениями; г) оперированием представлениями; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. Понятие — это важнейший элемент... а) восприятия; б) мышления; в) памяти; г) речи; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 6. С развитием понятий идет и становление... а) анализа; б) синтеза; в) сравнения; г) обобщения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 7. В концепции Л. С. Выготского мышление и речь... а) абсолютно тождественны; б) имеют разные генетические корни; в) являются независимыми друг от друга функциями; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 8. Интуиция — это... а) скачок в познании; б) озарение; в) прогноз; г) антиципация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 9. Чувственная ступень познания нуждается в дополнении рациональной, потому что... а) сущность предметов и явлений не совпадает с их воспринимаемым обликом; б) сложные явления действительности недоступны восприятию; в) восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 10. Движущей силой формирования понятийного мышления является... :а) игра; б) практическая деятельность; в) функционирование доминанты; г) обучение; д) все ответы верны; с) все ответы неверны. Задача № 4 Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?
Задача № 5 Наиболее распространенное деление стилей мышления – деление на «теоретиков» и «эмпириков». Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где – об «эмпириках». 1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа. 2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения. 3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении. 4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими. 5. Их сильная сторона — аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность. 6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами. 7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других. 8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию. 9. Слабость их—в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям. 10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.
Задача № 6 Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. 1. Воображение, мечта, психика, творческое воображение, отражение, новые образы, русалка. 2. Грезы, психика, преднамеренное воображение, отражение, воображение, пассивное воображение. Задача № 7 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
4. Воображение — это... а) создание новых чувственных образов; б) создание новых мыслительных образов; в) преобразование образов; г) трансформация имеющихся представлений в новые; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задача № 8 Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. 1. Образец: ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ : УМОЗАКЛЮЧЕНИ Пассивное воображение : ... (талант, эмоции, мечта, грезы, интуиция, способность) 2. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ДЕЙСТВИЕ Воображение : ... (обобщенность, интуиция, синтез, творчество, проблема). Задача № 9 Какие теоретические концепции можно усмотреть в следующих утверждениях? 1. Творчество возникает из конфликта бессознательных сил: «часто исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяет собой сексуальное удовлетворение».
10. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Задача № 10 Из предложенных определений творчества путем обобщения сформулируйте наиболее полное понятие. 1. Творить — это значит претворять внутренний образ во внешнюю реальность. (Р. Нусбаум)
Семинарское занятие № 3 Тема Личность
Литература:
Практические задания
Задача № 1 Подчеркните те из перечисленных характеристик, которые относятся к личности. Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.
Задача № 2 Выберите правильный ответ (обведите в кружок) из предложенных вариантов.
а) инстинкты, б) ценностные отношения, в) музыкальный слух, г) острота зрения, д) рефлексы.
в) темперамент, г) характер.
б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению, в) рефлексивных образ «Я», г) индивидуально выраженное всеобщее.
а) в его мотивах есть иерархия, б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением, в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки, г) он является творческим субъектом.
Задача № 3 Впишите пропущенные слова в следующих высказываниях
Задача № 4 Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данном слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Объясните принцип построения аналогии.
Личность: … (организм, индивидуальность, сознательное существо, субъект общественных отношений, объект исследования в психологии).
Человек : … (биосоциальность, субъект, индивид, личность, индивидуальность).
Личность : … (темперамент, уникальность, активность, индивидуальность, способность)
Задача № 5 Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности (Л), а какие – как к индивиду (И)? Целеустремленность ( ), упрямство ( ), вдумчивость ( ), высокая эмоциональность( ), старательность( ), цельность( ), приятный голос( ), общественная активность( ), критичность ума( ), прекрасная дикция( ), средний рост( ), музыкальность( ), вспыльчивость( ), моральная воспитанность( ), низкая адаптация к темноте( ), плохая пространственная координация( ), голубые глаза( ), хороший слух( ), идейная убежденность( ), внимательность( ), подвижность( ), честность( ), вера( ), благородство( ), леность( ), стресс( ), авторитет ( ), речь( ), темперамент( ), инстинкты( ), убеждения( ), знания( ), задатки( ), идеалы( ), возрастные особенности чувств ( ), язык ( ), гуманность ( ). Семинарское занятие № 4. Тема Зарубежные теории личности
1. Общее представление о психологической теории личности. 2. Психоанализ и неопсихоанализ о личности (теории личности З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера) 3. Гуманистические теории личности (К. Роджерс, А. Маслоу) 4. Когнитивно-поведенческая теория личности (А. Бандура). 5. Когнитивная теория личности (Дж. Келли). 6. Диспозициональная теория личности (Г. Олпорт). 7. Теория типов личности (Г. Айзенк). Литература:
Практические задания
А) Широта охвата разнообразных феноменов (чем большую сферу поведения человека объясняет теория, тем более она многосторонняя) Б) Экономичность теории (возможно меньшее число исходных концепций и постулатов, требуемых для объяснения каких-либо феноменов) В) Эвристическая ценность теории (способность теории стимулировать других ученых проводить дальнейшие исследования. Эвристическая ценность тем выше, чем точнее сформулированы рабочие определения концепций). Г) Верифицируемость (Проверяемость положений теории независимым исследователем) Д) Внутренняя согласованность теории (в теории нет внутренних противоречий) Бланк для оценки теорий
Максимальный балл – 10.
Задача № 7 Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?
Задача № 8 Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.
1. Все поведение человека, по А. Адлеру происходит в социальном контексте, что порождает… а) социофобию, б) социальный интерес, в) фикционный финализм, г)чувство неполноценности. 2. В феноменологической теории личности способность принимать во внимание свои ощущения называется… а) креативностью, б) эмпирической свободой, в) оргазимическим доверием, г) открытостью к переживанию. 3. Дж. Келли считал, что у каждого человека уникальная система своих личностных конструктов, благодаря которой человек может… а) претендовать на уникальность собственного восприятия, б) добиваться своего, в) демонстрировать уникальность своей личности, г) устанавливать межличностные отношения. 4. Одна из ценностных ориентаций выделенных в диспозициональной теории личности – ориентированность на полезность, выгодность, прагматичность – называется… а) теоретическая ориентация, б) экономическая ориентация, в) социальная ориентация, г) религиозная ориентация. 5. Отражение способности индивида приспосабливаться к жизни, противостоять стрессовым ситуациям в теории типов личности называется… а) интроверсией, б) психотизмом, в) нейротизмом, г) экстраверсией. 6. Согласно аналитической теории К. Юнга, рациональной психической функцией называется… а) ощущение, б) интуиция, в) мышление, г) воображение. 7. Возврат к детским моделям поведения – это механизм психологической защиты, который называется… а) рационализацей, б) проекцией, в) сублимацией, г) регрессией. 8. Психической энергией, имеющей властное начало либидо называл… а) З. Фрейд, б) А. Адлер, в) К. Юнг, г) К. Хорни. 9. Комплекс психологической неполноценности, по А. Адлеру, развивается, в частности из-за этой причины… а) чрезмерной опеки родителей, б) зависимости мнения человека о себе от мнения других, в) фиктивного финализма, г) из-за неправильной идентичности. 10.Психологические свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки, согласно теории… а) когнитивной теории личности, б) диспозиционной теории личности, в) когнитивно-поведенческой теории личности, г) аналитической теории личности. Задача № 10 Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.
1. Ключевое понятие аналитической психологии – это… а) артефакт, б) архетип, в) знак, г) символ. 2. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности… а) аналитическая, б) гуманистическая, в) когнитивная, г) диспозиционная. 3. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это… а) холерик, б) меланхолик, в) сангвиник, г) флегматик. 4. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел… а) К. Юнг, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс. 5. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фред показал, что принципом удовольствия руководствуется… а) «Оно», б) «Я», в) «Сверх-Я», г) «Супер-эго». 6. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется… а) рационализацией, б) вытеснением, в) забыванием, г) переносом. 7. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс… а) Электры, б) Афродиты, в) Медеи, г) Фрейда. 8. Понятие «сублимация» введено в научный словарь… а) К. Юнгом, б) А. Адлером, в) З. Фрейдом, г) К. Хорни. Семинарское занятие №5. Тема Мотивационная сфера личности.
Литература:
Практические задания
Задача № 11 Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы заданные психологические воздействия и ситуации.
Задача № 12 Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.
Задача № 13 В чем сходство и существенное отличие приведенных ниже двух схем взаимосвязи между потребностью и деятельностью? Какая из них, на ваш взгляд, больше соответствует реальности и почему? 1. Потребность → деятельность → потребность 2. Деятельность → потребность → деятельность
Семинарское занятие № 6. Тема Темперамент
1. Понятие о темпераменте. 2. Конституционные теории о темпераменте (К. Сиго, Э. Кречмер, У. Шелдон). 3. Учение о свойствах нервной системы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова. 4. Психологическая характеристика типов темперамента. 5. Проявление темперамента в деятельности. 6. Связь темперамента с другими сторонами личности.
Литература:
Практические задания:
Задача № 17 Вставьте пропущенные слова.
Задача № 18
Выберите правильный вариант из предложенных ответов.
Задача № 21 Прокомментируйте приведенные ситуации. Передается ли темперамент по наследству? Какое значение для коррекции детско-родительских отношений имеет согласование темпо-ритмических характеристик поведения?
Семинарское занятие № 7. Тема Характер
а) система отношений личности, б) особенности волевой регуляции личности, в) эмоциональные и интеллектуальные проявления характера, г) формальная теория индивидуальности. 4. Акцентуация характера. Типологии акцентуаций характера.
Литература:
Практические задания
Практические задания:
Задача № 23 Выберите и подчеркните те слова из списка, которыми можно описать характер. Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, .воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.
Задача № 24 Вставьте пропущенные слова в предложениях. 1. В отечественной психологии характер определяется как совокупность ... свойств индивида, в которых выражаются способы его .. . и способы … …
5. Черты ... отражают то,... действует человек, а черты личности — то, … он действует.
Задача № 26 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Э. Кречмер объяснял характер... а) эндокринными факторами; б) социальными факторами; в) наследственно-приобретенными факторами; г) соматическим состоянием.
4. Для истероидного акцентуанта труднее всего... а) вступать в эмоциональные контакты с людьми; б) переносить невнимание к своей особе; в) быть на виду; г) ориентироваться в социальной обстановке. 5. Характер считается патологическим, если он... а) относительно стабилен во времени; б) имеет тотальное проявление; в) социально дезадаптирован. 6. В характере психастеников проявляются... а) нерешительность; б) твердость; в) инициативность; г) жестокость. 7. Признаки эпилептоидного характера... а) раздражительность; б) приступы ярости и гнева; в) напряженное состояние инстинктивной сферы; г) моральные дефекты.
10.Э. Фромм определяет характер как форму, в которой канализируется энергия человека в процессах... а) приобретения и потребления вещей; б) установления отношений с другими людьми; в) установления отношений с самим собой.
Семинарское занятие № 8. Тема Эмоции и воля 1. Сущность эмоций. 2. Физиологические основы эмоций. 3. Формы переживаний эмоций. 4. Высшие чувства и их психологические особенности. 5. Понятие о волевой сфере личности 6. Структура волевого действия. 7. Волевые свойства личности.
Литература: 1.Немов Р.С. Психология. М.,2003 2. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987. 3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М., 2004. 4. Маклаков А.Г. Психология. – СПб., 2003 5. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987 6. Китаев-Смык Л. А. Психология и концепция стресса. // Там же 7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. -С. 41-77, 132-135, 28-34, 78-135. 8. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980, с. 13-80, 83-99, 115-116. 9. Василюк Ф.Е. Психология переживаний: анализ преодоления критических ситуаций. - М , 1984. -С. 31-77. 156-176.
Практические задания:
2. Составить конспекты статьи Китаев-Смык Л. А. «Психология и концепция стресса». Задача № 30 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. По К. Изарду, фундаментальные эмоции... а) образуют основную мотивационную систему; б) обеспечивают аффективно-когнитивное взаимодействие; в) регулируют работу гомеостатической системы; г) регулируются интеллектом. 2. Тревожность — это комплекс эмоций... а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости. 3. Любовь — комплексное чувство, включающее... а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение. 4. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как... а) неудовлетворенность; б) грусть; в) печаль; г) тоска; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. В теории деятельности эмоции отражают отношения... а) между мотивами и отвечающей им деятельностью; б) между целью и результатом действия; в) между смыслом и значением; г) между операцией и условиями ее осуществления. 6. Отличительной чертой аффекта является... а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность. 7. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов — это... а) длительные состояния; б) реакция на свершившиеся события; в) реакция на вероятностные события; г) реакция на текущее событие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 8. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с... а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности. 9. Чувства человека — это... а) эмоциональный фон ощущений; б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния. 10. Высшие чувства включают в себя... а) интеллектуальный компонент; б) рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение.
Задача № 31 На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации. Любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация.
Задача № 37 Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли. 1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра. 2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз. 3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию. 4. Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли.
|
|
|
|
© educationalpsychology |