Планы практических занятий «Педагогика и психология»

Семинар № 1 «Когнитивные процессы»

Вопросы семинара

  1. Общая характеристика ощущений. Свойства ощущений.
  2. Общая характеристика свойств восприятия.
  3. Виды внимания и его свойства.
  4. Общее понятие о памяти. Свойства и процессы памяти.

Практические задания

Практические задания по семинару представляют собой несколько разнонаправленных заданий (составление схем, комментарий, объяснение, логические задачи и проверочный тест). Приступая к решению задач обратите внимание на умение аргументировать, доказывать свое мнение.

1.  Составление схем. а) «Классификации ощущений», б) «Классификации видов внимания», в) «Классификация видов памяти».

2.  Комментарий Прокомментируйте приведенные факты. Объясните, от чего зависит индивидуальное восприятие.

(А) Во время Второй мировой войны врач Г.К. Бехер, изучавший восприятие боли, заметил, что солдатам, раненным в бою, значительно реже требовался морфин, чем гражданским лицам, выздоравливающим после операции. Бехер писал, что раненый солдат испытывал «облегчение, благодарность судьбе за то, что ему удалось уйти живым с поля боя, даже эйфорию; для гражданских лиц серьезная хирургическая операция – это источник депрессии и пессимизма».

(Б) Люди, живущие в густом лесу, удаленные предметы воспринимают как маленькие по размеру.

(В) Жители равнин также воспринимает предметы измененными, когда смотрят сверху вниз.

(Г) Строители-высотники не замечают искажения объектов.

(Д) Ослепнув в детстве человек, обретя способность видеть, лишь в зрелые годы считал, что может выпрыгнуть из окна (10 - 12 метров) не причинив себе вреда.

3. Тест

  1. 1.   Наше восприятие мира связано с... а) культурой, к которой мы принадлежим; б) практикой; в) опытом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 
  2. 2.   Гештальт-психологи утверждают, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип... а) дополнения; б) сходства; в) непрерывности; г) симметрии; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  3. 3.     Чтобы представление о мире оставалось стабильным, мозг должен... а) постоянно осуществлять коррекции; б) учитывать расстояние; на котором находятся предметы; в) изменять восприятие в зависимости от угла зрения; г) учитывать освещенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 

4.  Осознанное узнавание зависит от... а) порога восприятия; б) контроля, осуществляемого ретикулярной формацией; в) деятельности высших центров; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 

  1. 5.     Феномен перцептивной защиты... а) связан с понижением порога восприятия; б) вызывается необычностью некоторых стимулов; в) облегчает узнавание некоторых слов; г) обусловлен болезнью; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  2. 3.    Опыты сенсорной изоляции привели к заключению, что без сенсорных стимулов... а) умственные функции быстро деградируют; б) сенсорный опыт растет; в) мир внутренних образов все больше и больше обедняется; г) нарушение интеллекта становится необратимым; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  3. 4.    Одним из важных свойств восприятия является... а) предметность; б) абстрактность; в) конформность; г) иерархичность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 

5. В восприятии отражаются... а) отдельные свойства вещей и явлений; б) целостные образы предметов и явлений; в) обобщенные понятия о предметах и явлениях; г) отдельные стороны действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 

 

4. Решение задачи. Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций.

 

1. Народная мудрость гласит: пустая голова не думает.

2. Богатство памяти — мера освоения материальной и духовной ре­альности.

3. Хорошая память — основа обучения.

4. Чем человек умней, тем лучше его память.

5. Богатый запас слов — показатель хорошей памяти и хорошего ума.

6. Любая научная работа делает память лучше.

7. Если человек утрачивает память, он теряет ум.

8. Без памяти человек перестает быть личностью.

9. Благодаря памяти человек становится человеком.

10. Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма средним интеллектом.

Тема 2. Мышление и воображение

  1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности.
  2. Мышление и чувственное познание.
  3. Основные мыслительные операции.
  4. Мышление как деятельность.
  5. Классификации видов мышления.
  6. Общая характеристика воображения.
  7. Виды воображения.
  8. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.
  9. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.
  10. Воображение и творчество

Литература:

  1.      Алферов А.Д. Интеллект. Умственное развитие //Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учебн.пособие. – Ростов н/Д., 2000. – С. 241- 268.
  2.  Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
  3.  Дубровинская Н.В.  и др. . Психофизиология ребенка: Учебн.пособие. – М., 2000. – С. 49-55.
  4.  Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн., 1999.
  5.  Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.

 

 

 

Практические задания

  1. Составление таблицы «Качества мышления».
  2. Составление схемы «Виды мышления».
  3. Составление таблицы «Формы синтеза представлений в процессах воображения»
  4. Составление схемы «Отличия и сходства воссоздающего и творческого воображения»
  5. Написание реферата «Взаимосвязь воображения и творчества»
  6. Написание реферата «Основные условия развития творческого мышления».
  7. Решение задач:

Задача № 1

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение ... связей вещей.

2. Мышление дает знания о ... свойствах, связях и отношениях ... реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к ...».

3. Опосредствованный и ... характер мышления обеспечивает познание человеком не только явлений, но и их ... .

4. Мыслящее созерцание есть осознание единичного в форме ... .

5. Мысль обретает в ... необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится доступной для других людей и для нас самих.

6. Сущность мышления состоит в установлении ... .... связей и отношений между предметами и явлениями.

7. Теоретическое мышление – это оперирование знаниями, выраженными в ..., ... и ..

8. Отличительная особенность... .... мышления – непосредственная связь

с восприятием мыслящим человеком ... ... .

9. Деятельность практического мышления направлена на разрешение ... задач, а функционирование теоретического мышления связано с поиском ... ... .

10. Интуитивное мышление носит свернутый, в основном ... характер и означает акт одномоментного «...» структуры ситуации или задачи.

Задача № 2

Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ : ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Понятие : ... (обобщенное отражение, информация, психика, мысль)

2. Образец: ОЩУЩЕНИЕ : ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

Понятие : ... (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс)

  1. Образец: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ : АКТИВНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Мышление :... (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение)

Задача № 3

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Допонятийное мышление в теории Ж. Пиаже характеризуется...

а) эгоцентризмом; б) нечувствительностью к противоречию; в) синкретизмом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. Понятийное мышление проявляется в... а) оперировании единичными случаями; б) несогласованности объема и содержания; в) отсутствии представлений о сохранении количества; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3. По форме различают следующие виды мышления: а) наглядно-действенное; б) теоретическое; в) интуитивное; г) дискурсивное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Наглядно-образное мышление связано с... а) оперированием понятиями; б) рефлексией; в) оперированием суждениями; г) оперированием представлениями; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Понятие — это важнейший элемент... а) восприятия; б) мышления; в) памяти; г) речи; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. С развитием понятий идет и становление... а) анализа; б) синтеза; в) сравнения; г) обобщения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. В концепции Л. С. Выготского мышление и речь... а) абсолютно тождественны; б) имеют разные генетические корни; в) являются независимыми друг от друга функциями; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

8. Интуиция — это... а) скачок в познании; б) озарение; в) прогноз; г) антиципация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

9. Чувственная ступень познания нуждается в дополнении рациональной, потому что... а) сущность предметов и явлений не совпадает с их воспринимаемым обликом; б) сложные явления действительности недоступны восприятию; в) восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

10. Движущей силой формирования понятийного мышления является... :а) игра; б) практическая деятельность; в) функционирование доминанты; г) обучение; д) все ответы верны; с) все ответы неверны.

Задача № 4

Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?

  1. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей.
  2. Интеллект человека нельзя оценить на основе наблюдений за результативностью его деятельности или успешностью выполнения умственных тестов.
  3. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком действительности, непосредственно не связанный с ощущением и восприятием.
  4. Мышление человека можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.
  5. Творческое образное мышление дает хотя и абстрактное, но точное и обобщенное отражение действительности.
  6. Теоретическое понятийное мышление позволяет получить конкретно-субъективное отражение действительности.
  7. И теоретическое, и практическое мышление одинаковым образом связаны с практикой.
  8. Мышление характеризуется как процесс решения задач.

Задача № 5

Наиболее распространенное деление стилей мышления – деление на «теоретиков» и «эмпириков». Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где – об «эмпириках».

1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа.

2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения.

3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении.

4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими.

5. Их сильная сторона — аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность.

6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами.

7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других.

8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию.

9. Слабость их—в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям.

10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.

 

Задача № 6

Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Воображение, мечта, психика, творческое воображение, отражение, новые образы, русалка.

2. Грезы, психика, преднамеренное воображение, отражение, воображение, пассивное воображение.

Задача № 7

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. 1.   Воображение — познавательный процесс... а) связанный с мышлением; б) мотивированный потребностями личности; в) имеющий эмоциональную окраску; г) оперирующий образами реальной действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  2. 2.   Воображение выражается в... а) построении опережающих образов-представлений; б) организации системы понятий; в) воспроизведении представлений ранее воспринятых предметов и явлений; г) классификации представлений; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  3. 3.   Фантазия осуществляется как... а) оперирование понятиями, приводящими к новому выводу; б) преобразование конкретных образов, создание новых образов; в) возобновление образов, приближающее к точной копии ранее воспринятой ситуации; г) обобщение образов и представлений; д) связь с другими наклонностями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 

4.     Воображение это... а) создание новых чувственных образов; б) создание новых мыслительных образов; в) преобразование образов; г) трансформация имеющихся представлений в новые; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

  1. 5.   Создание нового образа это... а) отлет от действительности; б) творчество; в) стремление к преобразованию действительности; г) подлежащая воплощению идея; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  2. 6.   В художественном восприятии функционирует механизм эмпатического взаимодействия, называемый... а) заражением; б) идентификацией; в) проекцией; г) интроекцией; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  3. 7.   Мысленное перенесение своего реального «Я» в воображаемую ситуацию это... а) внушение; б) проекция; в) катарсис; г) эмпатия; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 

Задача № 8

Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1.         Образец: ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ : УМОЗАКЛЮЧЕНИ

Пассивное воображение : ... (талант, эмоции, мечта, грезы, интуиция, способность)

2.          Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ДЕЙСТВИЕ

Воображение : ... (обобщенность, интуиция, синтез, творчество, проблема).

Задача № 9

Какие теоретические концепции можно усмотреть в следующих утверждениях?

1. Творчество возникает из конфликта бессознательных сил: «часто исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяет собой сексуальное удовлетворение».

  1. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. В способности к представлению ожидаемого результата состоит коренное отличие человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных.
  2. Творческое мышление исходит из обработки свободно возникающих «фантазий» и идей, связанных с дневными снами и играми детства.
  3. Воображение выступает как средство создания образов, программирующих активную деятельность человека, а также заменяющих ее.
  4. Творчество состоит в умении по-новому соединять элементы, создавать новые целостные структуры.
  5. Творческая деятельность является как бы продолжением и заменой детской игры, т.е. это свободная игра воображения.
  6. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре.
  7. Творчество — это компенсация неутоленных желаний галлюцинаторным удовлетворением.
  8. Суть воображения — в достижении катарсиса благодаря объективации желаний в продуктах воображения.

10. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре.

Задача № 10

Из предложенных определений творчества путем обобщения сформулируйте наиболее полное понятие.

1. Творить — это значит претворять внутренний образ во внешнюю реальность. (Р. Нусбаум)

  1. Творчество представляет собой сплав восприятий, осуществленный новым способом (Маккеллар), способность находить новые связи (Кюби), возникновение новых отношений (Роджерс), появление новых сочинений (Мюррей), предрасположение совершать и узнавать новшества (Лассуэль), деятельность ума, приводящую к новым прозрениям (Жерар), трансформацию опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Гизелин). (Р. Дж. Халлман)
  2. Творчество — это целенаправленная деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элемент новизны и неожиданности. (И.Б. Гутчин)

Семинарское занятие № 3

Тема Личность

 

  1. Макроструктурное психологическое описание человека (соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность», «личность»).
  2. Междисциплинарный статус понятия «личность»
  3. Основные аспекты и особенности познавательной ситуации изучения личности
  4. Понятие «личность» в психологической науке (сферы личности, ее системообразующие признаки).
  1. 5.       Основные стратегии изучения структуры личности.

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека //Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.
  2. Ананьев В.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Хрестоматия по психологии под ред. А.В.Петровского. – М., 1987. – с. 134-180.
  3. Бодалёв А.А. О психологических основах воспитания личности // Вопросы психологии. 1986. №1. С.19-27.
  4. Додонов Б.И. О системе «личность» //вопросы психолгии. – 1985. - № 5.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975, гл. 5 «Деятельность и личность» с. 159-230.
  6. Леонтьев А.Н. Индивид и личность //Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.
  7. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
  8. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981.
  9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. – с. 213-254.
  10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., Наука, 1986, с. 213-25
  11. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности//Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.
  12. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности. – СПб., 1999.

 

 

Практические задания

  1. Составить схему «Структура личности» (по любому автору)
  2. Реферат «Основные проблемы современных исследований личности в психологической науке».
  3. Решить задачи

 

Задача № 1

Подчеркните те из перечисленных характеристик, которые относятся к личности.

Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.

 

Задача № 2

Выберите правильный ответ (обведите в кружок) из предложенных вариантов.

  1. Человека как индивида характеризуют… а) рост, б) цвет глаз и волос, в) тип высшей нервной деятельности, г) принадлежность к расе.
  2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, - это… а) задатки, б) лидерство, в) нравственность, г) гуманность.
  3. Личностные свойства, обусловленные социально, - это…

        а) инстинкты, б) ценностные отношения, в) музыкальный слух,  

         г) острота зрения, д) рефлексы.

  1. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются… а) способности, б) направленность,

       в) темперамент, г) характер.

  1. Подструктуры психологической структуры личности образуют… а) мировоззрение, б) социальные установки, в) эмоции,  г) воля.
  2. Личность – это… а) совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других,

        б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных

        различий, поддающихся измерению, в) рефлексивных образ «Я»,

        г) индивидуально выраженное всеобщее.

  1. Человека можно считать сложившейся личностью,  если…

а) в его мотивах есть иерархия, б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением, в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки, г) он является творческим субъектом.

 

Задача № 3

Впишите пропущенные слова в следующих высказываниях

 

  1. Личность – это человек в совокупности его             …            качеств, формирующихся в различных видах               …              …  и отношений.

 

  1. Личность – это не только продукт, но и  …                  общественных отношений.

 

  1. Понятие …                      выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.

 

  1. Особенности индивида образуют …                     обусловленную подструктуру ...               .

 

  1. Вступая в  …                   систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют …                  структуру              …           .

 

Задача № 4

Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данном слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Объясните принцип построения аналогии.

 

  1. образец ЧЕЛОВЕК : ДЕЯТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Личность: …                       (организм, индивидуальность, сознательное существо, субъект общественных отношений, объект исследования в психологии).

 

  1.   образец ЖИВОТНОЕ : ОСОБЬ

Человек : …                           (биосоциальность, субъект, индивид, личность, индивидуальность).

 

  1. образец ЧЕЛОВЕК : НЕПОВТОРИМОСТЬ

Личность : …                          (темперамент, уникальность, активность, индивидуальность, способность)

 

Задача № 5

Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности (Л), а какие – как к индивиду (И)?

Целеустремленность ( ), упрямство ( ), вдумчивость ( ), высокая эмоциональность( ), старательность( ), цельность( ), приятный голос( ),  общественная активность( ), критичность ума( ), прекрасная дикция( ), средний рост( ), музыкальность( ), вспыльчивость( ), моральная воспитанность( ), низкая адаптация к темноте( ), плохая пространственная координация( ), голубые глаза( ), хороший слух( ), идейная убежденность( ),   внимательность( ),   подвижность( ), честность( ), вера( ), благородство( ), леность( ),   стресс( ), авторитет ( ), речь( ), темперамент( ), инстинкты( ), убеждения( ), знания( ), задатки( ), идеалы( ), возрастные особенности чувств ( ), язык ( ), гуманность ( ).

Семинарское занятие № 4.

Тема Зарубежные теории личности

 

1. Общее представление о психологической теории личности.

2. Психоанализ и неопсихоанализ о личности (теории личности З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера)

3. Гуманистические теории личности (К. Роджерс, А. Маслоу)

4. Когнитивно-поведенческая теория личности (А. Бандура).

5. Когнитивная теория личности  (Дж. Келли).

6. Диспозициональная теория личности (Г. Олпорт).

7. Теория типов личности (Г. Айзенк).

Литература:

  1. Ананьев В.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Хрестоматия по психологии под ред. А.В.Петровского. – М., 1987. – с. 134-180.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975, гл. 5 «Деятельность и личность» с. 159-230.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.
  4. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
  5. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981.
  6. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.
  7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Рн/Д, 1999.
  8. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности. – СПб., 1999.

 

Практические задания

  1. Заполнить таблицу «Исследование личности в зарубежной психологии»

 

Подход, теория, концепция

Ф.И.О. представителей

Рассматриваемые проблемы

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Аналитическое задание. Ознакомьтесь со специфическими критериями оценки психологических теорий личности и оцените каждую из теорий. Прокомментируйте свои оценки.

А) Широта охвата разнообразных феноменов (чем большую сферу поведения человека объясняет теория, тем более она многосторонняя)

Б) Экономичность теории (возможно меньшее число исходных концепций и постулатов, требуемых для объяснения каких-либо феноменов)

В) Эвристическая ценность теории (способность теории стимулировать других ученых проводить дальнейшие исследования. Эвристическая ценность тем выше, чем точнее сформулированы  рабочие определения концепций).

Г) Верифицируемость (Проверяемость положений теории независимым исследователем)

Д) Внутренняя согласованность теории (в теории нет внутренних противоречий)

Бланк для оценки теорий

Название теорий

Критерии

А

Б

В

Г

Д

1

З.Фрейд Психоанализ

 

 

 

 

 

2

К.Юнг Аналитическая теория личности

 

 

 

 

 

3

А. Адлер Индивидуальная теория личности.

 

 

 

 

 

4

К. Роджер. Феноменологическая теория  лич-ти

 

 

 

 

 

5

А. Масло. Гуманистическая теория личности.

 

 

 

 

 

6

А. Бандура. Когнитивно-поведенческая теория

 

 

 

 

 

7

Д. Келли Когнитивная теория личности.

 

 

 

 

 

8

Г. Олпорт. Диспозициональная теория лич-ти

 

 

 

 

 

9

Г. Айзенк. Теория типов личности

 

 

 

 

 

Максимальный балл – 10.

 

Задача № 7

Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты  работают в каждой конкретной ситуации?

  1. 1.       Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика – событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.
  2. 2.       В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум осеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.
  3. 3.       Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться.
  4. 4.       Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой.
  5. 5.       Студенту, который с удовольствием «смошенничал» бы на экзамене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он «мошенничал» взаправду.
  6. 6.       Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола.
  7. 7.       Маленькая девочка так сильно «любит» своего младшего брата, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет» дышать.
  8. 8.       Агрессивность женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи.
  9. 9.       Некто убежден, что ему изменят жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей.
  10. 10.    Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы «на засыпку».

 

Задача № 8

Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.

 

1. Все поведение человека, по А. Адлеру происходит в социальном контексте, что порождает… а) социофобию, б) социальный интерес, в) фикционный финализм, г)чувство неполноценности.

2. В феноменологической теории личности способность принимать во внимание свои ощущения называется… а) креативностью, б) эмпирической свободой, в) оргазимическим доверием, г) открытостью к переживанию.

3. Дж. Келли считал, что у каждого человека уникальная система своих личностных конструктов, благодаря которой человек может… а) претендовать на уникальность собственного восприятия, б) добиваться своего, в) демонстрировать уникальность своей личности, г) устанавливать межличностные отношения.

4. Одна из ценностных ориентаций выделенных в диспозициональной теории личности – ориентированность на полезность, выгодность, прагматичность – называется… а) теоретическая ориентация, б)  экономическая ориентация, в) социальная ориентация, г) религиозная ориентация.

5. Отражение способности индивида приспосабливаться к жизни, противостоять стрессовым ситуациям в теории типов личности называется… а) интроверсией, б) психотизмом, в) нейротизмом, г) экстраверсией.

6. Согласно аналитической теории К. Юнга, рациональной психической функцией называется…  а) ощущение, б) интуиция, в) мышление, г) воображение.

7. Возврат к детским моделям поведения – это механизм психологической защиты, который называется… а) рационализацей, б) проекцией, в) сублимацией, г) регрессией.

8. Психической энергией, имеющей властное начало либидо называл… а) З. Фрейд, б) А. Адлер, в) К. Юнг, г) К. Хорни.

9. Комплекс психологической неполноценности, по А. Адлеру, развивается, в частности из-за этой причины… а) чрезмерной опеки родителей, б) зависимости мнения человека о себе от мнения других, в) фиктивного финализма, г) из-за неправильной идентичности.

10.Психологические свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки, согласно теории… а) когнитивной теории личности, б) диспозиционной теории личности, в) когнитивно-поведенческой теории личности, г) аналитической теории личности.

Задача № 10

Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.

 

1. Ключевое понятие аналитической психологии – это… а) артефакт, б) архетип, в) знак, г) символ.

2. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности… а) аналитическая, б) гуманистическая, в) когнитивная, г) диспозиционная.

3. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это… а) холерик, б) меланхолик, в) сангвиник, г) флегматик.

4. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел… а) К. Юнг, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс.

5. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фред показал, что принципом удовольствия руководствуется… а) «Оно», б) «Я», в) «Сверх-Я», г) «Супер-эго».

6. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется… а) рационализацией, б) вытеснением, в) забыванием, г) переносом.

7. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс… а) Электры, б) Афродиты, в) Медеи, г) Фрейда.

8. Понятие «сублимация» введено в научный словарь… а) К. Юнгом, б) А. Адлером, в) З. Фрейдом, г) К. Хорни.

Семинарское занятие №5.

Тема Мотивационная сфера личности.

 

  1. Потребности как источник активности личности (определение понятия, теоретические подходы к пониманию категории «потребность»).
  2. Классификации потребностей. Пирамида потребностей А. Маслоу.
  3. Психология мотивации. Подходы к пониманию мотивов. Классификации мотивов
  4. Мотивационные состояния
  5. Когнитивные  теории  мотивации (Ф.Хайдер. Л. Фестингер. Р.Зайонц)
  6. Бихевиористские и биологизаторские теории об источниках активности.
  7. 7.       Проблемы мотивации в работах отечественных ученых.
  8. 8.       Психология направленности личности. Виды направленности личности
  9. Системы ценностных ориентации в структуре личности. 

 

Литература:

  1. Ананьев В.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Хрестоматия по психологии под ред. А.В.Петровского. – М., 1987. – с. 134-180.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер., 2000.
  3. Леонтьев Д.А.  Д. Современная  психология мотивации– М., 2005
  4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.
  5. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
  6. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.
  7. Хекхаузен Х. Мртивация и деятельность.   СПб,2009.
  8. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности. – СПб., 1999.

 

Практические задания

  1. Составить схему «Система ценностных ориентаций личности»
  2. Составить схему «Эмоциональная направленность личности»
  3. Реферат «Эмоциональная направленность личности»
  4. Реферат «Мотивация достижения и мотивация избегания».
  5. Решить задачи:

 

 

 

Задача № 11

Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы заданные психологические воздействия и ситуации.

  1. Начальник требует у инженера-конструктора объяснить причину ошибок в расчетах порученного ему чертежа.
  2. Мать обещает дочери, что если она быстро выучит уроки, то сможет пойти погулять.
  3. Сотруднику поручено выполнить очень ответственное задание.
  4. Обращение продавца: «Да, эта ткань подороже, но сшив платье из нее, вы будете выглядеть намного эффектнее!»
  5. Обращение учителя: «Если ты хочешь поступить на юридический факультет, тебе следует серьезнее относиться к урокам истории».

 

Задача № 12

Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.

  1. Переживание человеком состояния нужды в чем-либо – это…                а) мотив, б) потребность, в) интерес, г) склонность.
  2. Иерархическую пирамиду потребностей разработал… а) К. Роджерс, б) А. Маслоу, в) Г. Олпорт, г) У. Джеймс.
  3. «Опредмеченной потребностью» мотив называл… а) Г.А. Ковалев, б) Л.И. Божович, в) К.К. Платонов, г) А.Н. Леонтьев.
  4. Некоторые противоречия между двумя или более когнициями называются… а) когнитивным диссонансом, б) когнитивным балансом, в) проблемной ситуацией, г) фрустрацией.
  5. Автором теории баланса является… а) К. Роджерс, б) А. Маслоу,            в) Ф. Хайдер, г) Г. Олпорт.
  6. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности называется… а) установкой, б) мировоззрением,           в) личностным смыслом, г) направленностью.
  7. Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира называется… а) влечением,                               б) желанием, в) интересом, г) склонностью.
  8. Высшая форма направленности личности – это… а) влечение,                  б) желание, в) интерес, г) убеждение.
  9. В длительности сохранения и интенсивности интереса выражается его… а) сила, б) широта, в) устойчивость, г) концентрация.
  10. Стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека называется… а) аттитюдом, б) аттракцией, в) аффиляцией, г) аккомодацией.

 

Задача № 13

 В чем сходство и существенное отличие приведенных ниже двух схем взаимосвязи между потребностью и деятельностью? Какая из них, на ваш взгляд, больше соответствует реальности и почему?

1. Потребность → деятельность → потребность

2. Деятельность → потребность → деятельность

 

 

 

 


Семинарское занятие № 6.

Тема Темперамент

 

1. Понятие о темпераменте.

2. Конституционные теории о темпераменте (К. Сиго, Э. Кречмер, У. Шелдон).

3. Учение о свойствах нервной системы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова.

4. Психологическая характеристика типов темперамента.

5. Проявление темперамента в деятельности.

6. Связь темперамента с другими сторонами личности.

 

Литература:

  1. Ильин Е.П.  Психология индивидуальных различий.
  2. Маклаков А.Г. Психология. – СПб., 2003
  3. Мерлин B.C. Отличительные признаки темперамента // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. - М.. 1987
  4. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976. -с. 148-261.
  5. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.. 1987.
  6.  Психология / Немов Р.С.. - М., 2008.
  7. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. - М. 1982.
  8. Теплов Б.М., Небылицин В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. -  М., 1987

 

Практические задания:

  1. Написать работу «Особенности моего темперамента».
  2. Составить конспект статьи Мерлин B.C. «Отличительные признаки темперамента».
  3. Составить конспект. Теплов Б.М., Небылицин В.Д. «Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий».

 

 

 

Задача № 17

Вставьте пропущенные слова.

  1. Под темпераментом понимают...                  характеристики              
  2. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с ..., который выделил четыре типа темперамента: .          ..,          ...,            ... и       ... .
  3. В результате исследований           ... и           ... к трем основным свойствам нервной системы (          ...,           ... и          ...) были добавлены еще два:            ... и            ....
  4. Физиологическая концепция И. П. Павлова, получившая название учения о …               , трансформировалась в учение о …
  5. Свойства нервной системы трактуются как базовые характеристики …       , обеспечивающих                 ... деятельности мозга и всей … …
  6. Темперамент —             ... категория, охватывающая лишь           ... аспекты поведения, а               ... — социопсихологическая категория, охватывающая ...                     характеристики поведения человека.

 

Задача № 18

 

Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

  1. 1.     Динамику психической жизни определяют... а) направленность личности; б) эмоциональность; в) воспитание; г) темперамент; д) способности; е) процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. 
  2. 2.    По параметру общей активности человек может быть... а) инертным; б) пассивным; в) стремительным; г) умным; д) добрым; е) вспыльчивым. 
  3. 3.    Проявления темперамента в моторной сфере это... а) темп; б) ритм; в) агрессивность; г) биоритмы; д) аккуратность; е) интенсивность. 
  4. 4.    Основные свойства нервной системы ... а) чувствительность; б) ритмичность; в) импульсивность; г) периодичность; д) равномерность. 

 

 

 

Задача № 21

Прокомментируйте приведенные ситуации. Пере­дается ли темперамент по наследству? Какое значение для коррек­ции детско-родительских отношений имеет согласование темпо-ритмических характеристик поведения?

  1. Энергичных, общительных родителей часто раздражает их вялый, пассивный ребенок.
  2. Спокойную уравновешенную маму утомляет чрезмерная подвижность и непоседливость ее малыша.
  3. Школьник любит, чтобы в уроках ему помогал папа: мама медленно и занудно начинает объяснять все издалека и по порядку, а папа быстро «схватывает» проблему и исправляет ошибку.
  4. Дошкольник не любит гулять с сестрой: она садится на скамеечку и читает, а вот с братом они бегают, лазят на деревья, прыгают, начинают бороться.

 

 

 

 

 


Семинарское занятие № 7.

Тема Характер

 

  1. Понятие « характер». Основные аспекты изучения характера.
  2.  Соотношение категорий «темперамент» и «характер».
  3. Структура характера

а) система отношений личности,

б) особенности волевой регуляции личности,

в) эмоциональные и интеллектуальные проявления характера,

г) формальная теория индивидуальности. 

 4.       Акцентуация характера. Типологии акцентуаций характера.

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. /Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн., 1999.
  4. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.
  7. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
  8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Рн/Д, 1999.
  9. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов: СГПИ, 1970.
  10. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985.
  11. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Педагогика, 1977

Практические задания

  1. Составить схему «Сходство и различие темперамента и характера».

Практические задания:

 

Задача № 23

Выберите и подчеркните те слова из списка, которыми можно описать характер.

Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональ­ной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыль­чивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, .воля, тре­бовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сооб­разительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.

 

Задача № 24

Вставьте пропущенные слова в предложениях.

1. В отечественной психологии характер определяется как совокупность ...  свойств индивида, в которых выражаются способы его ..          . и способы …           …

  1. От ...                  зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления.
  2. Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он ...              под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного ...                    с окружающим миром.
  3. На формирование характера особенно влияет ...                     

5. Черты ...                    отражают то,...                действует человек, а черты личности — то, …               он действует.

 

 

 

Задача № 26

Выберите правильный ответ из предложенных ва­риантов.

1.   Э. Кречмер объяснял характер... а) эндокринными факторами; б) социальными факторами; в) наследственно-приобретенными факторами; г) соматическим состоянием.

  1. 2.     Фрейд полагал, что энергетическим источником характера являются... а) динамические тенденции; б) чувствования; в) осознаваемые побуждения; г) сексуальные тенденции. 
  2. 3.    Детерминанты свойств характера надо искать... а) в особенностях генотипического фонда; б) в учете средовых влияний; в) во внутренних побуждениях личности; г) в суммировании генотипических и средовых влияний. 

4. Для истероидного акцентуанта труднее всего... а) вступать в эмоциональные контакты с людьми; б) переносить невнимание к своей особе; в)        быть на виду; г) ориентироваться в социальной обстановке.

5. Характер считается патологическим, если он... а) относительно стабилен во времени; б) имеет тотальное проявление; в) социально дезадаптирован.

6.  В характере психастеников проявляются... а) нерешительность; б) твердость; в) инициативность; г) жестокость.

7. Признаки эпилептоидного характера... а) раздражительность; б) приступы ярости и гнева; в) напряженное состояние инстинктивной сферы;

г)     моральные дефекты.

  1. 8.                Шизоидная личность... а) эмоционально отзывчива; б) общительна; в) эмпатична; г) адаптивна. 
  2. 9.                Для психастеников характерны следующие соматические расстройства... а) головные боли; б) усиленное сердцебиение; в) тошнота; г) головокружения. 

10.Э. Фромм определяет характер как форму, в которой канализируется энергия человека в процессах... а) приобретения и потребления вещей; б) установления отношений с другими людьми; в) установления отношений с самим собой.

 

 

 

 

Семинарское занятие № 8.

Тема Эмоции и воля

 1.       Сущность эмоций.

2. Физиологические основы эмоций.

3. Формы переживаний эмоций.

4. Высшие чувства и их психологические особенности.

 5.   Понятие о волевой сфере личности

 6. Структура волевого действия.

 7. Волевые свойства личности.


 

Литература:

1.Немов Р.С. Психология. М.,2003

2. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М., 2004.

4. Маклаков А.Г. Психология. – СПб., 2003

5. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987

6. Китаев-Смык Л. А. Психология и концепция стресса. // Там же

7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. -С. 41-77, 132-135, 28-34, 78-135.

8. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980, с. 13-80, 83-99, 115-116.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживаний: анализ преодоления критических ситуаций. - М , 1984. -С. 31-77. 156-176.

 

Практические задания:

  1. Составить схемы физиологических механизмов эмоций по Джемсу-Ланге, Кэннону-Барду.

2. Составить конспекты статьи  Китаев-Смык Л. А. «Психология и концепция стресса».

Задача № 30

 Выберите правильный ответ из предложенных ва­риантов.

 

1. По К. Изарду, фундаментальные эмоции... а) образуют основную мотивационную систему; б) обеспечивают аффективно-когнитивное взаимодействие; в) регулируют работу гомеостатической системы;                  г) регулируются интеллектом.

2. Тревожность — это комплекс эмоций... а) горя; б) отвращения;

в) презрения; г) робости.

3. Любовь — комплексное чувство, включающее... а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение.

4. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как... а) неудовлетворенность; б) грусть;

в) печаль; г) тоска; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. В теории деятельности эмоции отражают отношения... а) между мотивами и отвечающей им деятельностью; б) между целью и результатом действия; в) между смыслом и значением; г) между операцией и условиями ее осуществления.

6. Отличительной чертой аффекта является... а) его предметный ха­рактер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность.

7. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов — это... а) длительные состояния; б) реакция на свершившиеся события;

в) реакция на вероятностные события; г) реакция на текущее событие;

д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с...                 а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической потребности; в) процессом совершения действия;                  г) отношениями других к результату деятельности.

9. Чувства человека — это... а) эмоциональный фон ощущений;

б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния.

10. Высшие чувства включают в себя... а) интеллектуальный компо­нент; б) рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение.

 

Задача № 31

На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей клас­сификации.

Любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волне­ние; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладос­трастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация.

 

 

 

 


 

Задача № 37

Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли.

1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.

2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.

3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию.

4. Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли.

 

 

© educationalpsychology

Сделать бесплатный сайт с uCoz