Тема1. Психология ощущения и восприятия
Литература:
Практические задания
Задача № 1. Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение. Задача № 2. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим. Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.
Задача № 3 Прокомментируйте приведенные факты. Объясните, от чего зависит индивидуальное восприятие боли. Во время Второй мировой войны врач Г.К. Бехер, изучавший восприятие боли, заметил, что солдатам, раненным в бою, значительно реже требовался морфин, чем гражданским лицам, выздоравливающим после операции. Бехер писал, что раненый солдат испытывал «облегчение, благодарность судьбе за то, что ему удалось уйти живым с поля боя, даже эйфорию; для гражданских лиц серьезная хирургическая операция – это источник депрессии и пессимизма». Задача № 4 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения. 1. Основным источником наших знаний о внешнем мире являются ... . 2. Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет ... характер. 3. Особенность ощущений в том, что в них ... ... ... предметов и явлений материального мира. 4. Генетически самое раннее чувственное психическое явление — ... ... . 5. Ощущение как... ... развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия. 6. Действие внешних раздражителей на анализаторы человека подчиняется ... механизмам. 7. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ... называется ... . 8. Психофизический закон Вебера—Фехнера формулируется так: ... ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. 9. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется ... ... (или ... ... ). 10. При ... под воздействием раздражителя, специфичного для одного анализатора, возникает ..., характерное для другого анализатора.
Задача № 5 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с... а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 2. К экстерорецептивным ощущениям относят... а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 3. Основные свойства ощущений — это... а) константность; б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется... а) верхним абсолютным порогом чувствительности; б) разностным порогом; в) нижним порогом; г) интенсивностью ощущения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. К изменению чувствительности приводит... а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 6. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, — это... а) аккомодация; б) конвергенция; в) синестезия; г) сенсибилизация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 7. В структуру каждого ощущения входит... а) обобщение; б) движение; в) анализ; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 8. Каждый анализатор имеет... а) расположенный на периферии воспринимающий проводниковый аппарат; б) совокупность промежуточных (подкорковых) перерабатывающих центров; в) центральный (корковый) аппарат; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 9. Каждый анализатор имеет представительство в... а) правом полушарии; б) обоих полушариях; в) левом полушарии; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Задача № 6 Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.
Задача № 7 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
10. При поражении височной коры нарушается... а) восприятие цвета; б) слуховое восприятие; в) восприятие времени; г) обонятельное восприятие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. Задача № 8 Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу восприятия человека. Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, обобщенность, константность, идеальность, активность, деятельность, отражение, субъективность, первичность, возбуждение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, целостность, избирательное отражение, опережающее отражение, интеллектуальность, произвольность, необратимость. Задача № 9 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
предмет. 7. Полное восприятие предмета — результат сложной ....... деятельности мозга, выделяющей ..., тормозящей ... признаки и комбинирующей воспринимаемые детали в единое осмысленное целое. Задача № 10 Попробуйте доказать, что... а) ...иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непознаваемости мира; б) ...восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его; в) ...восприятие человека субъективно; г) ...образы восприятия одного человека непосредственно не доступны сознанию другого; д) ...одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности; е) ...процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга.
Тема 2. Психология внимания
Литература:
Практические задания
Задача № 11 Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. 1. Распределение внимания, отражение, непроизвольное внимание, психика, понятие, нервный процесс, внимание, анализ, психические явления.
Задача № 12 Какое свойство внимания обнаруживается в следующих примерах? Каков, по-вашему, его механизм? Возможно ли одновременное протекание в поле внимания двух и более процессов? 1. Изумительная трудоспособность [Н. Г. Чернышевского] позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера. (Ф. Н. Гоноболин)
Задача № 13 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения. 1. Внимание — это ... и ... сознания на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.
5. Произвольное внимание есть ... внимание, ..., осуществляемый по заранее составленному плану и заданному образцу. Задача № 14 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает... а) восприятие; б) внимание; в) рефлексия; г) узнавание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 2. Внимание выполняет функцию... а) активизации нужных психофизиологических процессов; б) целенаправленного организованного отбора поступающей информации; в) обеспечения длительного сосредоточения на объекте; г) фокусирования сознания на необходимых элементах действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 3. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак... а) непроизвольного внимания; б) произвольного внимания; в) послепроизвольного внимания; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 4. Условием возникновения непроизвольного внимания является... а) неожиданность раздражителя; б) новизна раздражителя; в) интересы (влечения) человека; г) необычность раздражителя; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. Произвольное внимание... а) имеет биологическое происхождение; б) является продуктом созревания организма; в) имеет социальные корни; г) неминуемо формируется с возрастом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 6. Об уровне готовности ребенка к школе свидетельствует развитие такой характеристики произвольного внимания, как... а) умение слушать; б) умение понимать и точно выполнять указания взрослого; в) умение действовать в соответствии с правилом; г) умение использовать образец; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
10.Концентрация внимания определяется... а) повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия; б) центральной настройкой; в) функционированием доминанты; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. Задача № 15 Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. 1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ : КОНСТАНТНОСТЬ Внимание : ... (возбуждение, интерес, предметность, впечатлительность, способность) 2. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ИГРА Внимание : ... (концентрация внимания, восприятие, распределение внимания, сосредоточение сознания, непроизвольное внимание) Задача № 16 Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении. Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение); наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представлений и развитие у учащихся познавательных интересов.
Задача № 17 Ответьте, почему... I) ...световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет? 2) ...летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы? 3) ...находясь в гостях и будучи полностью поглощенным беседой с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей («феномен вечеринки»)? 4) ...живой, но поверхностный ум французы определяют так: он не способен к делу, требующему длительного дыхания? 5) ...во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда? 6) ...чайник, которого вы ждете, никак не закипает?
Тема 3. Память:
Литература:
Практические задания
Задача №18 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения. 1. Память — форма... действительности, заключающаяся в ...,... и ... ... человеком данных своего опыта. 2. Различают три уровня памяти: сенсорную (или ... ), ... и ... память. 3.... память функционирует в течение четверти секунды. 4. Емкость и длительность ... информации в долговременной памяти в принципе практически.... 5. Чем более ... становится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она ... в памяти. 6. Процесс ... осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадии ... памяти и углубляется на стадии ... памяти. 7. ... память включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира. Задача №19 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Сенсорная память... а) действует на уровне рецепторов; б) сохраняет информацию в интервале меньше 1 с; в) лежит в основе зрительных образов; г) является генетически первичным видом памяти; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 2. Кратковременная память... а) сохраняет информацию в пределах двух минут; б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов; в) позволяет долго помнить телефонный номер; г) короче оперативной; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 3. Долговременная память... а) обладает ограниченной емкостью; б) обладает практически неограниченной длительностью; в) более развита у пожилых людей; г) обобщение образов и представлений; д) не связана с эмоциями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 4. Принцип специфичности кодирования касается... а) контекста, в котором осуществляется кодирование; б) мотивации субъекта; в) времени повторений одного и того же материала; г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она... а) была сознательно прекращена; б) была доведена до конца; в) осталась незаконченной; г) привела к вознаграждению; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 6. Семантическая память — это такая память... а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования; б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира; в) в которой хранится информация, касающаяся жизненно важных событий; г) в которой хранится частная, «проходная» информация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 7. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря... а) пространственной организации информации; б) последовательной организации информации; в) ассоциативной организации информации; г) иерархической организации информации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 8. Когда мы забываем о назначенном свидании, это обусловлено... а) торможением; б) активным забыванием; в) мотивированным забыванием; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 9. Память... а) всегда играет положительную роль в процессах мышления; б) может вызывать некоторую функциональную ригидность; в) всегда облегчает решение задачи; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 10. Память обслуживает, по преимуществу... а) настоящее; б) прошлое; в) будущее; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. Задача № 20 Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. 1. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ЦЕЛЬ Запоминание : ... (обучение, опыт, мотив, информирование, способность) 2. Образец: ПСИХИКА : ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ Память : ... (воспроизведение, сознание, отражение, сохранение) Задача № 21 Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более продуктивно сохраняет образный материал, другие — словесный, а третьи в равной степени запоминают и тот, и другой. Определите в приведенном списке, где речь идет о наглядно-образном, словесно-логическом (-абстрактном) и промежуточном типах памяти. 1. Сталевары помнят множество оттенков красного цвета; 2. математик легко запомнит информацию, сжатую в формулы; 3. продавец помнит цены и вид продукта определенного веса; 4. студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу; 5. закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика; 6. живописец помнит сочетания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости; 7. жители северных районов помнят разные «цвета белого снега»; 8. музыкант по слуху может наиграть любую мелодию; 9. пожилой учитель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков;
Задача № 22 Проанализируйте следующие тексты. Что в них правильно, что спорно, что неверно и почему? Какие теоретические концепции стоят за этими мнениями? 1. Мы не привыкли считать память социальным актом. Прежние психологи описывали память непосредственно после ощущения и восприятия. Память считалась индивидуальным актом. Бергсон допускает, что отдельный человек обладает памятью. Я так не считаю. Один человек не обладает памятью и в ней не нуждается. Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове. Если же он все-таки ведет его, то только потому, что он надеется вернуться к людям. Память – это в первую очередь социальная функция. 2. Процесс памяти сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Свидетельством этому является известный житейский прием завязывания узелка на память. 3. Запоминание – процесс, подчиненный принципу целостности, первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. Задача № 23 Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций. 1. Народная мудрость гласит: пустая голова не думает. 2. Богатство памяти — мера освоения материальной и духовной реальности. 3. Хорошая память — основа обучения. 4. Чем человек умней, тем лучше его память. 5. Богатый запас слов — показатель хорошей памяти и хорошего ума. 6. Любая научная работа делает память лучше. 7. Если человек утрачивает память, он теряет ум. 8. Без памяти человек перестает быть личностью. 9. Благодаря памяти человек становится человеком. 10. Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма средним интеллектом.
Тема 4. Мышление
Литература:
Практические задания
Задача № 24 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения. 1. Сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение ... связей вещей. 2. Мышление дает знания о ... свойствах, связях и отношениях ... реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к ...». 3. Опосредствованный и ... характер мышления обеспечивает познание человеком не только явлений, но и их ... . 4. Мыслящее созерцание есть осознание единичного в форме ... . 5. Мысль обретает в ... необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится доступной для других людей и для нас самих. 6. Сущность мышления состоит в установлении ... .... связей и отношений между предметами и явлениями. 7. Теоретическое мышление – это оперирование знаниями, выраженными в ..., ... и .. 8. Отличительная особенность... .... мышления – непосредственная связь с восприятием мыслящим человеком ... ... . 9. Деятельность практического мышления направлена на разрешение ... задач, а функционирование теоретического мышления связано с поиском ... ... . 10. Интуитивное мышление носит свернутый, в основном ... характер и означает акт одномоментного «...» структуры ситуации или задачи.
Задача № 25 Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. 1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ : ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Понятие : ... (обобщенное отражение, информация, психика, мысль) 2. Образец: ОЩУЩЕНИЕ : ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ Понятие : ... (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс)
Мышление :... (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение) Задача № 26 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Допонятийное мышление в теории Ж. Пиаже характеризуется... а) эгоцентризмом; б) нечувствительностью к противоречию; в) синкретизмом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 2. Понятийное мышление проявляется в... а) оперировании единичными случаями; б) несогласованности объема и содержания; в) отсутствии представлений о сохранении количества; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 3. По форме различают следующие виды мышления: а) наглядно-действенное; б) теоретическое; в) интуитивное; г) дискурсивное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 4. Наглядно-образное мышление связано с... а) оперированием понятиями; б) рефлексией; в) оперированием суждениями; г) оперированием представлениями; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. Понятие — это важнейший элемент... а) восприятия; б) мышления; в) памяти; г) речи; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 6. С развитием понятий идет и становление... а) анализа; б) синтеза; в) сравнения; г) обобщения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 7. В концепции Л. С. Выготского мышление и речь... а) абсолютно тождественны; б) имеют разные генетические корни; в) являются независимыми друг от друга функциями; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 8. Интуиция — это... а) скачок в познании; б) озарение; в) прогноз; г) антиципация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 9. Чувственная ступень познания нуждается в дополнении рациональной,потому что... а) сущность предметов и явлений не совпадает с их воспринимаемым обликом; б) сложные явления действительности недоступны восприятию; в) восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 10. Движущей силой формирования понятийного мышления является... :а) игра; б) практическая деятельность; в) функционирование доминанты; г) обучение; д) все ответы верны; с) все ответы неверны. Задача № 27 Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?
Задача № 28 Наиболее распространенное деление стилей мышления – деление на «теоретиков» и «эмпириков». Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где – об «эмпириках». 1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа. 2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения. 3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении. 4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими. 5. Их сильная сторона — аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность. 6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами. 7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других. 8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию. 9. Слабость их—в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям. 10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.
Тема 5. Воображение
Литература
Практические задания
Задача № 29 Вставьте пропущенные в следующих утверждениях слова.
Задача № 30 Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. 1. Воображение, мечта, психика, творческое воображение, отражение, новые образы, русалка. 2. Грезы, психика, преднамеренное воображение, отражение, воображение, пассивное воображение. Задача № 31 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
4. Воображение — это... а) создание новых чувственных образов; б) создание новых мыслительных образов; в) преобразование образов; г) трансформация имеющихся представлений в новые; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задача № 32 Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. 1. Образец: ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ : УМОЗАКЛЮЧЕНИ Пассивное воображение : ... (талант, эмоции, мечта, грезы, интуиция, способность) 2. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ДЕЙСТВИЕ Воображение : ... (обобщенность, интуиция, синтез, творчество, проблема). Задача № 33 Какие теоретические концепции можно усмотреть в следующих утверждениях? 1. Творчество возникает из конфликта бессознательных сил: «часто исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяет собой сексуальное удовлетворение».
10. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Задача № 34 Из предложенных определений творчества путем обобщения сформулируйте наиболее полное понятие. 1. Творить — это значит претворять внутренний образ во внешнюю реальность. (Р. Нусбаум)
Проведите опыт Попросите испытуемого, закрыв глаза, держать на вытянутой руке груз на нитке, ярко представив себе, что он вращает этот груз по часовой стрелке или против неё. Что произошло? Как вы можете объяснить этот феномен?
Тема 6. Функции и виды речи
Литература: 1. Белянин, В.П. Введение в психолингвистику. М., 2000. 2. Гамезо, М.В. Атлас по психологии.1999. 3. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. . М., 1996. 4. Козубовский, В.М. Общая психология: Познавательные процессы. В 3 ч. Ч. 2 / В.М. Козубовский. Мн., 2004. 5. Красных, В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации /. М., 2001. 6. Лурия А.Р. Мышление и речь. М., 2006 7. Немов, Р.С. Психология. В 3 т. т. 2. Познавательные процессы и психические состояния. М., 2011. 8. Психология. Учебник для гуманитарных вузов под ред. В.Н. Дружинина. 2001.. 9. Современная психология. / под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999.
Практические задания
Задача № 35 Какие из приведенных выражений характеризуют речь, а какие — язык? Ответы аргументируйте. 1. Средство хранения и передачи познавательного и трудового опыта многих поколений.
Задача № 36 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения. 1. Речь, как и ..., есть общественно-историческое явление, возникшее в трудовой деятельности людей из потребности в ....
Задача № 37 Из данных понятий выберите нужные и постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему оставшиеся понятия не входят в ряды?
Задача № 38 Выберите правильные варианты ответа из предложенных. 1. Речь — это... а) психическое явление; б) процесс общения посредством языка; в) обмен информацией между людьми; г) процесс отражения мыслей и чувств; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задача № 39 Сравните приведенные цитаты. В чем они совпадают и в чем различаются? Какая из них ближе к современному пониманию связи языка (речи) и сознания и почему? 1. Соотношение сознания и речи не простое сосуществование и взаимовлияние, а единство, в котором определяющей стороной является сознание: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего речевого бытия... О контроле сознания над речью говорят, например, часто наблюдаемые отрицательные оценки собственной речи типа: «Я не то хотел сказать»; «Я неудачно выразился»...
Тема7/ Личность
Литература:
Практические задания
Задача № 1 Подчеркните те из перечисленных характеристик, которые относятся к личности. Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.
Задача № 2 Выберите правильный ответ (обведите в кружок) из предложенных вариантов.
а) инстинкты, б) ценностные отношения, в) музыкальный слух, г) острота зрения, д) рефлексы.
в) темперамент, г) характер.
б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению, в) рефлексивных образ «Я», г) индивидуально выраженное всеобщее.
а) в его мотивах есть иерархия, б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением, в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки, г) он является творческим субъектом.
Задача № 3 Впишите пропущенные слова в следующих высказываниях
Семинарское занятие № 8. Тема Зарубежные теории личности
1. Общее представление о психологической теории личности. 2. Психоанализ и неопсихоанализ о личности (теории личности З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера) 3. Гуманистические теории личности (К. Роджерс, А. Маслоу) 4. Когнитивно-поведенческая теория личности (А. Бандура). 5. Когнитивная теория личности (Дж. Келли). 6. Диспозициональная теория личности (Г. Олпорт). 7. Теория типов личности (Г. Айзенк). Литература:
Практические задания
А) Широта охвата разнообразных феноменов (чем большую сферу поведения человека объясняет теория, тем более она многосторонняя) Б) Экономичность теории (возможно меньшее число исходных концепций и постулатов, требуемых для объяснения каких-либо феноменов) В) Эвристическая ценность теории (способность теории стимулировать других ученых проводить дальнейшие исследования. Эвристическая ценность тем выше, чем точнее сформулированы рабочие определения концепций). Г) Верифицируемость (Проверяемость положений теории независимым исследователем) Д) Внутренняя согласованность теории (в теории нет внутренних противоречий) Бланк для оценки теорий
Максимальный балл – 10.
Задача № 7 Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?
Задача № 8 Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.
1. Все поведение человека, по А. Адлеру происходит в социальном контексте, что порождает… а) социофобию, б) социальный интерес, в) фикционный финализм, г)чувство неполноценности. 2. В феноменологической теории личности способность принимать во внимание свои ощущения называется… а) креативностью, б) эмпирической свободой, в) оргазимическим доверием, г) открытостью к переживанию. 3. Дж. Келли считал, что у каждого человека уникальная система своих личностных конструктов, благодаря которой человек может… а) претендовать на уникальность собственного восприятия, б) добиваться своего, в) демонстрировать уникальность своей личности, г) устанавливать межличностные отношения. 4. Одна из ценностных ориентаций выделенных в диспозициональной теории личности – ориентированность на полезность, выгодность, прагматичность – называется… а) теоретическая ориентация, б) экономическая ориентация, в) социальная ориентация, г) религиозная ориентация. 5. Отражение способности индивида приспосабливаться к жизни, противостоять стрессовым ситуациям в теории типов личности называется…а) интроверсией, б) психотизмом, в) нейротизмом, г) экстраверсией. 6. Согласно аналитической теории К. Юнга, рациональной психической функцией называется… а) ощущение, б) интуиция, в) мышление, г) воображение. 7. Возврат к детским моделям поведения – это механизм психологической защиты, который называется… а) рационализацей, б) проекцией, в) сублимацией, г) регрессией. 8. Психической энергией, имеющей властное начало либидо называл… а) З. Фрейд, б) А. Адлер, в) К. Юнг, г) К. Хорни. 9. Комплекс психологической неполноценности, по А. Адлеру, развивается, в частности из-за этой причины… а) чрезмерной опеки родителей, б) зависимости мнения человека о себе от мнения других, в) фиктивного финализма, г) из-за неправильной идентичности. 10.Психологические свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки, согласно теории… а) когнитивной теории личности, б) диспозиционной теории личности, в) когнитивно-поведенческой теории личности, г) аналитической теории личности. Задача № 10 Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.
1. Ключевое понятие аналитической психологии – это… а) артефакт, б) архетип, в) знак, г) символ. 2. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности… а) аналитическая, б) гуманистическая, в) когнитивная, г) диспозиционная. 3. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это… а) холерик, б) меланхолик, в) сангвиник, г) флегматик. 4. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел… а) К. Юнг, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс. 5. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фред показал, что принципом удовольствия руководствуется… а) «Оно», б) «Я», в) «Сверх-Я», г) «Супер-эго». 6. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется… а) рационализацией, б) вытеснением, в) забыванием, г) переносом. 7. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс… а) Электры, б) Афродиты, в) Медеи, г) Фрейда. 8. Понятие «сублимация» введено в научный словарь… а) К. Юнгом, б) А. Адлером, в) З. Фрейдом, г) К. Хорни.
Семинарское занятие №9. Тема Мотивационная сфера личности.
Литература:
Практические задания
Задача № 11 Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы заданные психологические воздействия и ситуации.
Задача № 12 Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.
Задача № 13 В чем сходство и существенное отличие приведенных ниже двух схем взаимосвязи между потребностью и деятельностью? Какая из них, на ваш взгляд, больше соответствует реальности и почему? 1. Потребность → деятельность → потребность 2. Деятельность → потребность → деятельность
Семинарское занятие № 10. Тема Темперамент
1. Понятие о темпераменте. 2. Конституционные теории о темпераменте (К. Сиго, Э. Кречмер, У. Шелдон). 3. Учение о свойствах нервной системы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова. 4. Психологическая характеристика типов темперамента. 5. Проявление темперамента в деятельности. 6. Связь темперамента с другими сторонами личности.
Литература:
Практические задания:
Задача № 17 Вставьте пропущенные слова.
Задача № 18
Выберите правильный вариант из предложенных ответов.
Задача № 21 Прокомментируйте приведенные ситуации. Передается ли темперамент по наследству? Какое значение для коррекции детско-родительских отношений имеет согласование темпо-ритмических характеристик поведения?
Семинарское занятие № 11. Тема Характер
а) система отношений личности, б) особенности волевой регуляции личности, в) эмоциональные и интеллектуальные проявления характера, г) формальная теория индивидуальности. 4. Акцентуация характера. Типологии акцентуаций характера.
Литература:
Практические задания
Практические задания:
Задача № 23 Выберите и подчеркните те слова из списка, которыми можно описать характер. Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, .воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.
Задача № 24 Вставьте пропущенные слова в предложениях. 1. В отечественной психологии характер определяется как совокупность ... свойств индивида, в которых выражаются способы его .. . и способы … …
5. Черты ... отражают то,... действует человек, а черты личности — то, … он действует.
Задача № 26 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Э. Кречмер объяснял характер... а) эндокринными факторами; б) социальными факторами; в) наследственно-приобретенными факторами; г) соматическим состоянием.
4. Для истероидного акцентуанта труднее всего... а) вступать в эмоциональные контакты с людьми; б) переносить невнимание к своей особе; в) быть на виду; г) ориентироваться в социальной обстановке. 5. Характер считается патологическим, если он... а) относительно стабилен во времени; б) имеет тотальное проявление; в) социально дезадаптирован. 6. В характере психастеников проявляются... а) нерешительность; б) твердость; в) инициативность; г) жестокость. 7. Признаки эпилептоидного характера... а) раздражительность; б) приступы ярости и гнева; в) напряженное состояние инстинктивной сферы; г) моральные дефекты.
10.Э. Фромм определяет характер как форму, в которой канализируется энергия человека в процессах... а) приобретения и потребления вещей; б) установления отношений с другими людьми; в) установления отношений с самим собой.
Семинарское занятие № 12. Тема Эмоции и воля 1. Сущность эмоций. 2. Физиологические основы эмоций. 3. Формы переживаний эмоций. 4. Высшие чувства и их психологические особенности. 5. Понятие о волевой сфере личности 6. Структура волевого действия. 7. Волевые свойства личности.
Литература:
Практические задания:
2. Составить конспекты статьи Китаев-Смык Л. А. «Психология и концепция стресса». Задача № 30 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. По К. Изарду, фундаментальные эмоции... а) образуют основную мотивационную систему; б) обеспечивают аффективно-когнитивное взаимодействие; в) регулируют работу гомеостатической системы; г) регулируются интеллектом. 2. Тревожность — это комплекс эмоций... а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости. 3. Любовь — комплексное чувство, включающее... а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение. 4. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как... а) неудовлетворенность; б) грусть; в) печаль; г) тоска; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. В теории деятельности эмоции отражают отношения... а) между мотивами и отвечающей им деятельностью; б) между целью и результатом действия; в) между смыслом и значением; г) между операцией и условиями ее осуществления. 6. Отличительной чертой аффекта является... а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность. 7. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов — это... а) длительные состояния; б) реакция на свершившиеся события; в) реакция на вероятностные события; г) реакция на текущее событие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 8. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с... а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности. 9. Чувства человека — это... а) эмоциональный фон ощущений; б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния. 10. Высшие чувства включают в себя... а) интеллектуальный компонент; б) рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение.
Задача № 31 На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации. Любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация.
Задача № 37 Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли. 1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра. 2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз. 3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию. 4. Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли.
|
|
|
|
© educationalpsychology |