Имидж педагога

Имидж – это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса Имидж - публичное или внешнее Я человека, которое достаточно часто может отличаться от его внутреннего Я.

Личностный имидж - сочетание ряда внутренних и внешних факторов, задающих его составные – самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж.

Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя.

Воспринимаемый имидж - это то, как видят нас другие.

Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их определенные имиджевые характеристики. В ряде случаев этому помогает тип одежды и форма одежды.

В основе содержания имиджа лежит Я-концепция субъекта-прообраза имиджа. Соответственно, на первой стадии формирования продуктивного имиджа деятельность субъекта-прообраза направлена на его собственную Я-концепцию. Это деятельность рефлексии, направленная, в частности, на восприятие и осознание субъектом того, как его воспринимают другие, в сопоставлении с собственной Я-концепцией субъекта и вытекающая из этого сопоставления оценка субъектом как своего образа у других, так и своей Я-концепции, с целью обнаружения в ней внутренних противоречий. 

Детерминанты формирования имиджа,

понимание объективного содержания собственной Я-концепции в ее соотношении с идеальным Я и образом у других, обнаружение противоречий содержании этих конструктов, видение реалистических путей их разрешения;

переход от выражения в имидже только индивидных характеристик субъекта имиджа к выражению личностных и субъектно-деятельностных характеристик, что ведет к усложнению и обогащению структуры и содержания имиджа;

развитие способности выражения субъективного содержания имиджа посредством системы символов, имеющих общественно-культурную природу;

способность субъекта адекватно отображать в имидже содержание собственных рефлексивных трансформаций в процессе личностно-профессионального развития, что обеспечивает динамизм, гибкость имиджа.

Следствием успешного выполнения этой стадии становится возможность осуществления следующей стадии формирования продуктивного имиджа - создание идеального образа себя для других, который представляет собой не что иное, как идеальную модель будущего имиджа. Планируемый образ себя для других должен быть, с одной стороны, результатом минимизации противоречий, во-первых, между элементами Я-концепции (реальным и идеальным Я), во-вторых, между Я-концепцией, с одной стороны, и образом себя у других, с другой стороны. С другой стороны, этот образ должен соответствовать Я-концепции субъекта-прообраза, быть максимально насыщенным индивидуализирующими характеристиками.
На следующей стадии формирования продуктивного имиджа является выбор имиджеобразующих символов, максимально адекватно выражающих идеальный образ себя для других, сформированный на предыдущем шаге. Оптимальный выбор имиджеобразующих символов предполагает не только высокий уровень включенности субъекта в культуру социума, что обеспечивает свободное владение семантикой культурных символов и их адекватное использование для выражения имиджевых смыслов, но также высокий творческий потенциал.

С началом реального имиджевого взаимодействия включается четвертая стадия формирования продуктивного имиджа. Если первую (рефлексивную) стадию можно охарактеризовать как предварительную, подготовительную, то вторая и третья стадии вместе составляют фазу создания имиджа как образа себя для других, то с четвертой стадии алгоритма наступает фаза собственно формирования имиджа.

Главное содержание четвертой стадии алгоритма формирования продуктивного имиджа составляет деятельность субъекта-прообраза по корректировке своего имиджа путем разрешения противоречий, проявляющихся вследствие предъявления созданного субъектом идеального образа себя для других воспринимающим субъектам, и обнаруживаемых и осознаваемых субъектом.

Степень овладения профессиональной деятельностью по созданию имиджа обусловливает степень профессионализации субъекта в сфере основной профессиональной деятельности.

С другой стороны, профессиональная деятельность по созданию имиджа может выступать как разновидность самостоятельной профессиональной деятельности.
Обычно под психологическими условиями продуктивной профессиональной деятельности понимают значимые обстоятельства достижения профессионализма, а под психологическими факторами - основные причины и движущие силы развития профессионализма.
Под условиями продуктивного имиджа (или же продуктивной деятельности по созданию имиджа) мы будем понимать характеристики внешней среды этой деятельности, самой этой деятельности, а также субъекта этой деятельности, не связанные непосредственно с самодетерминируюшей активностью субъекта по осуществлению этой деятельности.

Под факторами же продуктивного имиджа мы будем понимать характеристики субъекта этой деятельности, проявляющиеся в процессе его самодетерминирующей активности, проявляемой в ходе осуществления данной деятельности.

В качестве субъективных психологических условий профессиональной деятельности в научной литературе обычно выделяют задатки, общие и специальные способности, воспитание, профессиональное образование, обозначая их как предстартовые условия профессиональной деятельности.

К объективным условиям профессиональной деятельности относят общественно-исторический запрос на данный вид деятельности, престижность мастерства данного вида, взаимосвязь мастерства и уровня жизни представителей данной профессии, наличие системы моральных и материальных стимулов для повышения уровня профессионализма.

Структура и содержание субъективных условий, влияющих на продуктивность имиджа определяется структурой самого субъекта, в которой, в соответствии концепцией субъекта, выделяются три главные составляющие, а именно:

- индивидная составляющая, связанная с проявлениями субъекта как природного существа;

- личностная составляющая, связанная с проявлениями этого же субъекта, выступающего в качестве субъекта социальной идентичности, носителя социальных норм, моральных и иных ценностей, отношений;

- собственно субъектная, или субъектно-деятельностная составляющая, связанная с характеристиками данного субъекта, проявляющимися в ходе осуществления им деятельности, в том числе имиджеобразующей.

Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.

Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.

Иными словами, в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.

 Этим, в частности, объясняется то, почему определения и положения имиджелогии не следует некритически переносить в область социальной психологии имиджа, цель которой - теоретическое отражение имиджа как объективного социально-психологического явления, познание тех объективных социально-психологических закономерностей, которые лежат в основе его возникновения и функционирования и которые в той или иной мере, соответствующей степени их осознания, могут быть использованы в практической имиджелогии. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу – социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.

Технология формирования имиджа учителя

  1. Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых является визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной. Что обычно слабо учитывается.
  2. Активное использование сопутствующих символизаций в плане создания визуальных характеристик школы, коллектива и т.д.
  3. Активное управление процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, то он явно подчиняется процессам символизаций.
  4. Это борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые могут быть также принципиально символичны.
  5. Символизация очень автономных сфер, типа одежды, прически, взгляда и т.п.

Имиджелогия сегодня исследует наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию, поэтому целесообразно теперь будет рассмотреть представленный в теоретических источниках и используемый в практике некоторый его инструментарий. Наиболее значимыми и важными, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, мифологизация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанционирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие.

В целом работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели, отражающей разнообразные требования к ряду необходимых операций :

  1. Определение требований аудитории. Каждая задача требует опоры на тот, или иной сегмент аудитории, каждая из которых обладает своими представлениями на все происходящее. Именно этот момент является первой точкой отсчета.
  2. Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса. Следует реально представить не только его позитив, но и не менее важно знание негатива, поскольку именно туда может быть направлен основной удар.
  3. Конструирование образа и подведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важный срез процесса, поскольку практики советуют не столько работать над слабыми сторонами, чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия признана более эффективной.
  4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы. Поскольку визуальные и событийные сообщения более достоверно оцениваются аудиторией, то отдельный весьма важный блок любой программы связан с переводом характеристик в вещный вариант выражения.

Существует несколько принципов технологии построения имиджа. Согласно первому принципу мнение о человеке может сформироваться на основе прямой имиджформирующей информации. При этом данная информация может вполне осознаваться этим человеком и не осознаваться этим человеком, так как эта информация находится в его подсознании и проявляет себя лишь в виде тех или иных чувств.

В обобщенном виде его можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло бы чувство приятного, связанного с вашим именем.

Второй принцип можно представить так: формируя свой имидж, следует в большей степени воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, как бы его собственное, потому что неочевиден источник этого чувства. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять больше, чем мнению сознательному.

Построение имиджа, какой бы практически ориентированной области это не касалось, все естественным образом становится процедурой, которая поддается определенным обобщениям. Одной из немногих наук, которая позволяет нам увидеть направленность этого процесса, является семиотика как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение формы и содержания в единую сущность. Примерами знаков может явиться практически любое слово нашего естественного языка. Остановимся на основных процессах семиотических свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важными из них являются:

1.Движение к дистинктивным отличиям, которые отличают данный объект от других.

2.Подчеркивание личностных характеристик, которые семиотически можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие свой в отличие от понятия чужой.

3.Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.

4.Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в семиотическую модель уже реализованного лидера (типа учитель-новатор, мастер и т.п.). Именно в модель, так как мы оперируем лидером как символом, а не как реальной личностью.

5.Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.


© educationalpsychology

Сделать бесплатный сайт с uCoz