Особенности обучения в вузе

 

Квалификация педагога-психолога присваивается после окончания соответствующего отделения (факультета) высшего учебного заведения, чаще всего университета. Обычно срок обучения - 5 лет.

Что же изучает будущий педагог-психолог? Содержание образования по каждой специальности определяется документом, который называется «Государственный образовательный стандарт». Он предусматривает изучение свыше 40 дисциплин, которые распределяются по четырем разделам.

На изучение общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин отводится 750 аудиторных часов, из них 175 -на иностранный язык и 200 - на физическую культуру. Будущий педагог-психолог изучает также отечественную историю, культурологию, политологию, правоведение, социологию, философию, экономику.

Второй блок — это общие математические и естественно-научные дисциплины. Он предполагает изучение математики, информатики, концепции современного естествознания. Большинство дисциплин этого раздела изучается на младших курсах.

Основы формирования специалиста осуществляются дисциплинами общепрофессиональной и предметной подготовки, на которые отводится основная доля аудиторных занятий - более 3000 часов. Этот блок предполагает подробное изучение различных разделов психологии и педагогики, проведение практикумов.

Особенностью вузовского обучения является постоянное увеличение от курса к курсу доли занятий по выбору, позволяющих удовлетворить и развить профессиональные интересы студентов. Кроме того, на старших курсах предполагается специализация (углубленное изучение) в различных направлениях профессиональной деятельности (психолого-педагогическая коррекция, психотерапия и клиническая психология, работа с детьми, лишенными родительского попечения, и т. п.). Также в педагогических вузах будущий педагог-психолог может получить вторую специальность (социальный педагог, социальный работник и т. п.). Студентам предоставляется возможность заниматься факультативно на курсах, которые предлагаются кафедрами вуза.

Подготовка педагога-психолога предусматривает прохождение нескольких практик: в летних лагерях, школе, педагогических училищах. Всего на этот вид подготовки отводится 20 недель.

В период обучения студенты, как правило, пишут три курсовых работы. Итоговая государственная аттестация предполагает написание и защиту выпускной квалификационной работы.

Выпускники подготовлены для продолжения образования в аспирантуре.

Высшая школа отличается от общеобразовательной своими задачами, режимом и формами обучения. Прежде всего в вузе учат взрослых людей, имеющих определенную профессиональную направленность. Если в школе должны учиться все дети, то студенческий билет дается далеко не каждому. В школе учащиеся занимаются по одному типовому учебнику, тогда как в вузе существует многообразие учебных пособий, а иногда и их отсутствие. Нередко пособия создаются самими преподавателями вуза.

В школе педагог учит ученика, а в вузе преподаватель руководит самостоятельной работой студентов. Не случайно «студент» в переводе с латыни обозначает «усердно работающий, занимающийся». Самостоятельная работа - основа обучения в вузе. Условно выделяются четыре важнейших направления такой работы студента: самостоятельное изучение учебного материала в рамках занятий, самообразование, самоконтроль, самовоспитание.

Под самообразованием понимается целенаправленное пополнение и совершенствование знаний по своей инициативе, осуществляемое, в основном, путем самостоятельной работы, в соответствии с жизненными планами и интересами личности.

Самовоспитание - целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности.

Особенностью обучения в вузе является включение студентов в исследовательскую работу как в ходе учебного процесса (УИРС -учебная исследовательская работа студента), так и вне его. Уже на первом курсе студенты изучают методы психолого-педагогических исследований и в ходе подготовки к семинарам, практическим занятиям пользуются ими. Так, например, при изучении эмпирических методов исследования составляются программы наблюдения за группой детей. Студенты самостоятельно проводят его, фиксируют и анализируют результаты. При изучении опросных методов каждый студент составляет несколько анкет разного типа, проводит анкетный опрос школьников.

При написании курсовых работ обычно предполагается выполнение небольшого психолого-педагогического исследования, которое постепенно углубляется, расширяется и становится основой будущей дипломной работы.

Вузовские кафедры (объединения преподавателей одного профиля) кроме учебной работы занимаются исследовательской деятельностью. Преподаватели вуза - это одновременно и ученые, разрабатывающие ту или иную проблему. Совместно с ними в качестве исследователей могут выступать студенты. Они могут работать в составе научных кружков, исследовательских лабораторий, проблемных групп. В вузах существуют студенческие научные общества, проводятся конференции, выпускаются сборники трудов молодых ученых. Включение в исследовательскую деятельность еще в студенческие годы - важнейшее условие подготовки педагога-психолога, ибо вся его будущая профессиональная деятельность будет носить исследовательский характер.

Жизнь студента не ограничивается только учебой. Не случайно многие выдающиеся люди вспоминали свои студенческие годы как самое счастливое время. В вузах создаются разнообразные творческие и художественные коллективы: театры миниатюр, вокальные и танцевальные группы, спортивные секции и клубы, конструкторские бюро. Кроме того, нередко работают факультеты дополнительных профессий, где студенты могут получить серьезную подготовку в какой-либо области. Проводятся смотры художественной самодеятельности, КВН стал традиционной приметой студенческой жизни.

Пять лет, проведенных на студенческой скамье, - это период становления личности, превращения юноши или девушки во взрослого человека. Это пора устремлений в будущее, пора надежд и перспектив. В то же время это активное включение в сегодняшнюю жизнь. Сейчас, когда стипендия не может обеспечить существование студента, многие из старшекурсников имеют возможность подработать, проявить свою конкурентоспособность.

Вуз может дать студенту очень много. Однако результат в значительной мере будет зависеть от позиции молодого человека: захочет ли он и сможет ли взять предлагаемое.

Не следует забывать, что вуз не только учит студентов, но и помогает им сохранить свое здоровье, хорошо отдохнуть. За 5 лет обучения студенты 49 недель проводят на каникулах, большая часть которых приходится на летнее время. В вузах действуют студенческие профилактории, оздоровительные центры и лагеря, проводятся массовые спортивные мероприятия, дни здоровья.

Организация учебного труда студентов в различных формах занятий

 

Учеба в вузе - тяжелый, напряженный, ответственный умственный труд. Если в школе основной формой обучения является урок, то в вузе - лекция, семинар, практикум.

Лекция - ведущая форма организации учебного процесса в вузе. Примерно половину аудиторных занятий составляют лекции, поэтому умение работать на них - насущная необходимость студента. Принято выделять три этапа этой работы.

Первый - предварительная подготовка к восприятию, в которую входит просмотр записей предыдущей лекции, ознакомление с соответствующим разделом программы и предварительный просмотр учебника по теме предстоящей лекции, создание целевой установки на прослушивание.

Второй - прослушивание и запись, предполагающие внимательное слушание, анализ излагаемого, выделение главного, соотношение с ранее изученным материалом и личным опытом, краткую запись, уточнение непонятного или противоречиво изложенного материала путем вопросов лектору. Запись следует делать либо на отдельных пронумерованных листах, либо в тетради. Обязательно надо оставлять поля для методических пометок, дополнений. Пункты планов, формулировки правил, понятий следует выделять из общего текста. Целесообразно пользоваться системой сокращений наиболее часто употребляемых терминов (воспитание - в-е, личность - л-ть и т. п.), а также использовать цветовую разметку записанного при помощи фломастеров.

Третий - доработка лекции: перечитывание и правка записей, параллельное изучение учебника, дополнение выписками из рекомендованной литературы.

Семинар - одна из ведущих форм работы студентов в вузе, проводимая по учебным группам. Если лекция - это монолог преподавателя, то семинар - выступление студентов. Существует несколько вариантов проведения семинаров: прослушивание и обсуждение заранее подготовленных студенческих докладов, фронтальное коллективное обсуждение проблемы, семинар-диспут, семинар-деловая игра и т. д.

При многовариантности семинаров общей для них является тщательная самостоятельная подготовка студентов по планам, заранее выданным преподавателем. При подготовке к семинару можно выделить следующие этапы:

1. Ознакомление с планом семинара.

2. Воспроизведение материала, соответствующего теме семинара, по записям лекции и учебнику.

3. Подбор рекомендованной литературы.

4. Изучение первоисточников (чтение, конспектирование, тезирование и т. п.).

5. Составление плана выступления (ответа). При подготовке к семинару первого типа - написание текста доклада или тезисов.

В основе подготовки к семинару лежит самостоятельная работа студента с книгой. В ходе семинара студент должен быть активен: не ждать, как школьник, когда его «вызовут», а высказывать свою точку зрения, отстаивать ее в ходе дискуссий, дополнять ответы коллег, уточнять непонятное. Желательно сохранять записи лекций и материалы, подготовленные к семинару, они потребуются в последующей работе.

Практические и лабораторные работы связаны с активной фронтальной деятельностью всей группы. Это может быть решение задач, проведение эксперимента, разработка и проигрывание элементов урока, посещение и анализ урока или воспитательного мероприятия в школе.

Подготовка к экзаменам и их сдача - напряженнейшее время в жизни студентов. В сессию обычно сдается 3-4, реже - 5 экзаменов и на подготовку к каждому отводится 3-4 дня. Следовательно, подготовка к экзамену должна осуществляться в течение семестра, в ходе регулярной самостоятельной работы.

Подготовку к экзаменам следует начать с расчета времени, которое необходимо для повторения. В этом случае учитывается степень освоения курса, работоспособность, умственные способности студента. Рекомендуется соблюдать следующие условия при подготовке к экзамену:

1. Требуется тщательное повторение ранее изученного материала, его осмысление и запоминание.

2. Если позволяет время, целесообразно составить сжатый конспект всего курса, выделив только главное, основное.

3. Особое внимание при повторении следует уделить трудным, ранее непонятым положениям.

4. Постараться сформулировать дополнительные вопросы к материалу и ответить на них.

5. Наиболее трудные вопросы можно обсудить с товарищами для лучшего понимания материала.

6. Необходимо основательно повторить понятийный аппарат курса. Владение ведущими понятиями - показатель профессионализма в той или иной области.

7. Как известно, на подготовку к экзамену студенту обычно не хватает одного дня. Не пытайтесь его компенсировать бессонной ночью. Перед экзаменом следует выспаться.

Ответ на экзамене должен быть полным, аргументированным, четким. Важно уметь связать теорию с практикой, хорошо знать основные понятия, иметь свою позицию по рассматриваемой проблеме.

 

Самостоятельная работа студентов

 

Государственный стандарт предусматривает академическую занятость студента в объеме 54 часов в неделю, в том числе половина - аудиторные занятия, половина - самостоятельная работа. Для успешного овладения вузовской программой студенту необходимо систематически, ежедневно заниматься самостоятельно не менее четырех часов.

Эффективность интеллектуального труда находится в прямой зависимости от его правильной организации. Каждому студенту следует овладеть культурой учебного труда. Для начала попытайтесь следовать советам для первокурсников.

 

Советы первокурснику

 

1. Работайте в одни и те же часы, формируйте у себя привычку к умственному труду.

2. Планирование умственного труда позволяет работать четко и ритмично.

3. Знайте точно, что вам нужно сделать за сегодняшний день, но не забывайте о перспективе. Выполнение сложной работы планируйте по частям.

4. Ритмичность труда и отдыха способствует повышению работоспособности.

5. В период отдыха стремитесь к активным движениям, занимайтесь физическим трудом.

6. Полноценный сон - биологическая потребность организма. Недосыпать - значит работать на износ.

7. Лучше заниматься на привычном, любимом месте. Правильная организация рабочего места - один из первых признаков культуры умственного труда.

8. Не забывайте ежедневно подводить итоги проделанной работы, вносить коррективы в план.

9. Всякий результат умственного труда должен быть четко оформлен в виде записи или устного высказывания. Помните, что «незаписанная мысль - это потерянный клад» (Д.И. Менделеев).

Ведущее место в самостоятельной работе студента принадлежит работе с книгой. Не случайно еще А.С. Пушкин писал: «Чтение - вот лучшее учение». О том, как правильно читать, можно узнать в заповедях читателя и руководствоваться ими.

 

Заповеди читателя

 

1. Прежде чем приступить к чтению, выберите нужную книгу, раскрывающую содержание изучаемой темы.

2. Подготовьте себя к восприятию. Прочтите титульный лист, затем по оглавлению представьте содержание книги. После этого поинтересуйтесь введением или предисловием, т.е. познакомьтесь с целью или назначением данной книги.

3. Определите обязательно, с какой целью вы будете читать.

4. В зависимости от цели чтения выбирайте способ чтения: ознакомительное или изучающее, сплошное или выборочное, медленное или быстрое.

5. Вырабатывайте у себя навык скорочтения (беглого чтения глазами). При быстром чтении не только экономится время, но и быстрее схватываются основные мысли прочитанного.

6. Читая, вникайте в сущность прочитанного, находите главное, наиболее существенное, пытайтесь связать читаемое с жизнью, с практическим опытом, с тем, что уже вам известно.

7. Делайте пометки в книге, если она принадлежит вам.

8. Возвращайтесь к прочитанному: повторение - лучшее средство закрепления прочитанного.

9. Прочитав книгу, дайте ей оценку, подумайте, чему она вас научила.

10. Научитесь критически воспринимать прочитанное. Прежде чем критиковать книгу, разберитесь в ее содержании. Чужую критику на книгу читайте после ее прочтения.

11. Используйте различные виды записей: конспекты, тезисы, планы, цитаты, выписки. Прочитанное забывается, записи сохраняются надолго. Составляйте картотеку прочитанной литературы.

Каковы же виды записей, их особенности?

Выписки, цитаты - дословные, точные записи определенного текста с указанием автора и источника.

План - совокупность кратко сформулированных, последовательно изложенных мыслей - заголовков, отражающих основное содержание прочитанного. Планы могут быть простыми и сложными (пункты подразделяются на подпункты), тематическими и систематическими, краткими и развернутыми.

Тезисы — основные положения текста, без приведения фактического материала.

Конспект — краткое последовательное изложение материала. Существует большое количество видов конспектов: плановые, тематические, свободные, сложные, простые и т. д.

Для оперативного использования прочитанного материала целесообразно делать записи на карточках - листах твердой бумаги небольшого формата. Они бывают также нескольких видов. Прежде всего это каталожные карточки, на лицевой стороне которых пишутся точные выходные данные источника, на обороте — краткая аннотация.

 

Пример (лицевая сторона)

 

Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994. - 116 с. Тираж 1000 экз.

 

(оборотная сторона)

 

Пособие имеет цель: сформировать у студентов - будущих учителей начальных классов конкретные представления о своей специальности, ознакомить их с системой подготовки в вузе, способствовать овладению ими средствами усвоения учебной информации, знаниями, умениями и навыками самостоятельной работы, в целом - культурой умственного труда.

 

Другой вид карточек - рабочие. В них могут заноситься формулировки понятий, законов, цитаты, примеры, цифровой материал, математические формулы. Рабочие карточки удобно использовать для ответов, выступлений, запоминания материала. Они могут применяться в различных комбинациях.

Делая записи, следует придерживаться некоторых общих правил.

 

Общие правила записи прочитанного

 

1. В любых видах записей указывай фамилию автора, полное название произведения, издательство, год, место издания.

2. Записи веди после того, как осмыслен материал.

3. Следуй правилу: «Чтобы словам было тесно, мыслям -просторно».

4. Используй разные пасты (чернила) для выделения заголовков и подзаголовков, главных мыслей и т. д.

5. Умелая систематизация записей предполагает комплектование карточек, отдельных листов по темам (разделам), ведение тетрадей с пронумерованными страницами и оглавлением.

 

Начало создания своей педагогической лаборатории. Когда учителя, давшего блестящий урок, спросили, сколько времени он к нему готовился, он ответил: «Всю жизнь». К своей будущей профессиональной деятельности следует начинать готовиться как можно раньше, в том числе и путем создания своей лаборатории. Пускай для начала это будет ваша педагогическая «копилка». Из чего же она может состоять? Прежде всего это конспекты лекций и записи, сделанные в ходе самостоятельной работы.

Следует начинать создавать свою личную профессиональную библиотечку. Дело в том, что многие педагогические книги не переиздаются, а иметь их у себя очень полезно. Библиотечка должна быть дополнена педагогической периодикой. Полезно выписывать свой предметный журнал.

Целесообразно завести тематические папки, в которых можно накапливать вырезки из газет, выписки по определенным проблемам, дидактический материал к урокам и внеклассным мероприятиям. В «копилке» должны быть и конспекты уроков, проведенных студентом.

Вся деятельность, связанная с созданием своей профессиональной лаборатории, может быть обеспечена только систематической работой. Еще великий К.Д. Ушинский заметил, что только система дает нам власть над знаниями.

Попробуем теперь дать совет будущим педагогам-психологам, что же следует им читать.

 

 

Педагогическая и психологическая литература

 

В предыдущем разделе были даны советы по работе с книгой. В этом - порекомендуем круг чтения будущему педагогу.

Когда же возникла педагогическая литература, каковы ее основные жанры? Этот раздел литературы - один из древнейших. Вероятно, первыми педагогическими книгами были учебники. Древнеегипетские папирусы, например, уже содержат учебные задания школьникам.

Пожалуй, учебник - самый социально значимый жанр не только педагогической литературы. Вступающая в жизнь молодежь знакомится с обобщенным опытом поколений по учебникам. По учебным книгам, написанным Я.А. Коменским, училась вся Европа полторы сотни лет. Учебники, созданные Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, выдерживали по нескольку десятков изданий.

За создание учебных книг брались не только педагоги, но и крупнейшие ученые. Например, гениальным М.В. Ломоносовым было написано несколько учебников. Не случайно и то, что среди первых печатных книг, в том числе и у нас на Руси, были азбуки, буквари.

В настоящее время почти по каждому учебному предмету для школы изданы альтернативные учебники. Будущему учителю их, конечно, надо иметь и знать.

Первые мысли, связанные с обобщением опыта воспитания, осознанием его цели, организацией, можно найти в трудах древних философов: Демокрита, Конфуция, Платона, Аристотеля.

Две тысячи лет тому назад римским педагогом Марком Фабием Квинтилианом был создан капитальный труд «Воспитание оратора», в котором высказано немало прогрессивных, не устаревших до сих пор идей о воспитании и обучении детей.

Среди педагогической литературы Киевской Руси выделяется «Поучение» Владимира Мономаха.

Наиболее известным теоретическим трудом средневековья, положившим начало педагогике как науке, явилась «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского. В ней чешский мыслитель-гуманист и педагог сформулировал основные законы, цели воспитания и обучения, раскрыл организационные начала школы, в том числе обосновал классно-урочную систему.

В XVI-XVIII вв. появился своеобразный жанр - трактат. Один из первых трактатов, который цитируют до сих пор, принадлежит перу Д. Локка и называется «Мысли о воспитании». Еще большую известность и огромное влияние на развитие педагогики имел роман Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании».

Вряд ли надо перечислять все значительные педагогические труды. Назовем лишь некоторые: «Лебединая песня» И.Г. Песталлоцци, «Очерки лекций по педагогике» И.Ф. Гербарта, «Руководство к образованию немецких учителей» А. Дистервега, «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинского, работы Д. Дьюи, Р. Штейнера, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Естественно, что с чтением педагогической классики не следует спешить. Понимание названных работ требует определенной общей и педагогической культуры, но и пренебрегать ими нельзя. Кто-то из великих физиков сказал, что он не знает ничего практичней хорошей теории. Не только наследие классиков, но и работы наших современников Б.З. Вульфова, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.В. Кузьминой, М.М. Поташника должны стать предметом внимания студентов, готовящихся быть педагогами.

Классиком отечественной психологии уже несколько десятилетий считается С.Л. Рубинштейн, автор учебника «Основы общей психологии», вышедшего в 1940 г. и с тех пор неоднократно переиздававшегося. В учебнике дан подробный и разносторонний теоретический анализ основных психических процессов (внимание, память, мышление) и подхода к деятельности.

В педагогическую психологию большой вклад внесли Л.С. Выготский и П.П. Блонский. Подход к развитию ребенка Л.С. Выготского - один из ведущих в современной психологии. Работы Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова, Б.М. Теплова в области психологии личности и индивидуальности также явились основой для разработки данных направлений в отечественной психологии. А.Н. Леонтьев стал основоположником теории деятельности.

Среди современных работ в области возрастной и педагогической психологии особенно выделяются подходы Б.Д. Эльконина и В.В. Давыдова, разработавших теорию развивающего обучения. В области психологии деятельности широко известны труды В.Д. Шадрикова и В.Н. Дружинина. Р.С. Немов - автор ряда учебников, учебных пособий и практических руководств по психологии.

В настоящее время издается большое количество литературы по психологии, в том числе переводной. Среди переведенных в России зарубежных изданий полезными в учебе и будущей работе могут быть, наряду с работами классиков психологии, учебники - например, Д. Майерса «Социальная психология», Г. Крейда «Психология развития» и ряд других.

Большим разделом педагогической литературы являются методические издания. Их задача - помочь преподавателю в подготовке и проведении уроков, во внеклассной работе. Упрощенно можно сказать, что методика - это педагогика преподавания определенного предмета.

Педагогическая публицистика появилась с возникновением журналов и газет. Уже в XIX в. в разных странах стали выходить специальные периодические педагогические издания. А. Дистервег выпускал в Германии журнал «Рейнские листки для воспитания и образования». В России выходил «Журнал Министерства народного просвещения», который одно время редактировал К.Д. Ушинский. Именно в журналах вышли его программные статьи «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении». Студентам целесообразно ознакомиться с ними. Кстати, в России есть хорошая традиция - печатать педагогические материалы в самых разных, казалось бы, совсем не профильных изданиях. Так, знаменитая статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» была впервые опубликована в военно-морском журнале.

В настоящее время в России издается около 30 педагогических журналов. Условно их можно разделить на несколько групп: академические, рассматривающие преимущественно теоретические вопросы («Педагогика», «Вопросы психологии»), издания официальных учреждений, прежде всего Министерства образования («Народное образование», «Вестник образования», «Вестник высшей школы» и т. д.), методические издания, ориентированные на оказание помощи учителям-предметникам («Химия в школе», «Математика в школе», «Физкультура в школе»). В этой группе выделяется журнал, который следует читать всем студентам: это «Воспитание школьников». Он предназначен классным руководителям. Очень полезен каждому журнал «Семья и школа», имеющий более чем столетнюю историю. Его название говорит за себя, это издание освещает прежде всего проблемы семейного воспитания.

В последние годы появился ряд журналов, издаваемых общественными организациями: «Педагогический факультет общества "Знание"», «Классный руководитель», «Культура», «Народное образование», «Педсовет», «Российское образование» и т. п. Из международных изданий следует отметить «Курьер ЮНЕСКО».

Кроме журналов издается ряд педагогических газет: «Учительская газета», «Первое сентября», «Педагогический вестник», «Педагогический калейдоскоп», «Открытый урок», «Психологическая газета».

Среди педагогической литературы для нас интересно выделить книги, посвященные труду учителя. Их можно подразделить на научные и художественные. В первой группе отметим «Книгу об учителе» Ф.Н. Гоноболина, «Как вести за собой» А.И. Лутошкина, «Учительское ученичество» К.Г. Митрофанова, «Очерки психологии труда учителя» Н.В. Кузьминой, «Педагогика рефлексии» Б.З. Вульфова и В.Н. Харькина, «Учитель: мастерство и вдохновение» А.В. Мудрика. Много писал об учителе Л.Ф. Спирин, издавший недавно профессиограмму преподавателя.

В последние годы вышли такие полезные для педагога книги, как «Открыть человека» Ю.Н. Честника, «Учимся управлять собой и детьми» В.И. Лещинского и С.В. Кульневича, «Эффективный учитель: практические рекомендации психологов для педагогов» А.А. Крупенина и И.М. Крохиной.

В художественной литературе тема учителя, школы нашла широкое отражение. Вероятно, родоначальником этого направления следует считать Франсуа Рабле, написавшего переживший века роман « Гаргантюа и Пантагрюэль ». О дореволюционной российской школе интересно написано в повестях «Гимназисты» Н.Г. Гарина-Михайловского и «Повестях моей жизни» К.Г. Паустовского. Каждому педагогу следует прочитать «Республику ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Педагогическую поэму» и «Флаги на башнях» А.С. Макаренко - это наша художественная педагогическая классика.

Нельзя пропустить такие произведения, как «Первый учитель» Ч. Айтматова, «Простите нас» Ю.В. Бондарева, «Уроки французского» В.Г. Распутина, «Ночь после выпуска» В.Ф. Тендрякова, «Завтра была война» Б.Л. Васильева. Две книги С. Соловейчика «Час ученичества» и «Учение с увлечением» хочется рекомендовать особо для внимательного прочтения.

Наряду с литературой педагогическая профессия хорошо показана золотым фондом отечественного кино. Советуем пересмотреть такие фильмы, как «Сельская учительница», «Доживем до понедельника», «Большая перемена».

Нам кажется, что будущий педагог-психолог должен работать со всеми жанрами педагогической литературы, обогащая себя теоретически, методически и эмоционально как профессионала.

 

 

 

 

© educationalpsychology

Сделать бесплатный сайт с uCoz