кроме подготовки к выступлению на семинаре, необходимо выполнить все задания к семинару.

Тема 1.  Психология ощущения

  1. Общая характеристика ощущений.
  2. Свойства ощущений. Психофизика.
  3. Рефлекторная природа ощущений.
  4. Виды ощущений и их классификация.
  5. Закономерности формирования ощущений.

Литература:

  1. Андерсон Дж.Когнитивная психология. - Спб, 2006.
  2. Величковский Б.М. Когнитивная наука. том 1.- М, 2008.
  3. Дубровина И.В. Психология. – М, 1999.
  4. Дружинин В. Н. Когнитивная психология. – М, 2005.
  5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.
  6. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2007.
  7. Общая психология / Под ред. Б. С. Братуся. том 2. – М., 2007.
  8. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 2008.

Практические задания

  1. Конспектирование статей Соколов Е.Н. «Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы», Кимбл Дж., Джармези Н. «Обнаружение пороговых сигналов и принятие решения» // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1975.
  2. Составление схем «Классификации ощущений», «Возникновение ощущения».
  3.       Решение задач:

Задача № 1.

Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека

                Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.


Задача № 2.

Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

 

 

Задача № 3

Прокомментируйте приведенные факты. Объясните, от чего зависит индивидуальное восприятие боли.

Во время Второй мировой войны врач Г.К. Бехер, изучавший восприятие боли, заметил, что солдатам, раненным в бою, значительно реже требовался морфин, чем гражданским лицам, выздоравливающим после операции. Бехер писал, что раненый солдат испытывал «облегчение, благодарность судьбе за то, что ему удалось уйти живым с поля боя, даже эйфорию; для гражданских лиц серьезная хирургическая операция – это источник депрессии и пессимизма».

Задача № 4

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Основным источником наших знаний о внешнем мире являются ... .

2. Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет ... характер.

3. Особенность ощущений в том, что в них ... ... ... предметов и явлений

материального мира.

4. Генетически самое раннее чувственное психическое явление — ... ... .

5. Ощущение как... ... развивается и перестраивается внутри процесса,

который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия.

6. Действие внешних раздражителей на анализаторы человека подчиняется ... механизмам.

7. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ... называется ... .

8. Психофизический закон Вебера—Фехнера формулируется так: ... ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.

9. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется ... ... (или ...  ... ).

10. При ... под воздействием раздражителя, специфичного для одного анализатора, возникает ..., характерное для другого анализатора.

 

Задача № 5

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с... а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. К экстерорецептивным ощущениям относят... а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Основные свойства ощущений — это... а) константность; б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, назы­вается... а) верхним абсолютным порогом чувствительности; б) разностным порогом; в) нижним порогом; г) интенсивностью ощущения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. К изменению чувствительности приводит... а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность; д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

6. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, — это... а) аккомодация; б) конвергенция; в) си­нестезия; г) сенсибилизация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. В структуру каждого ощущения входит... а) обобщение; б) движение; в) анализ; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

8. Каждый анализатор имеет... а) расположенный на периферии воспринимающий проводниковый аппарат; б) совокупность промежуточных (подкорковых) перерабатывающих центров; в) центральный (корковый) аппарат; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

9. Каждый анализатор имеет представительство в... а) правом полушарии; б) обоих полушариях; в) левом полушарии; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Тема 2.  Психология восприятия

  1. Общая характеристика свойств восприятия.
  2. Физиологические основы и виды восприятия.
  3. Предмет и фон в восприятии. Взаимоотношение целого и части.
  4. Восприятие пространства.
  5. Восприятие движения
  6. Восприятие времени.
  7. Иллюзии восприятия.

Литература:

  1. Андерсон Дж.Когнитивная психология. - Спб, 2006.
  2. Величковский Б.М. Когнитивная наука. том 1.- М, 2008.
  3. Дубровина И.В. Психология. – М, 1999.
  4. Дружинин В. Н. Когнитивная психология. – М, 2005.
  5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.
  6. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2007.
  7. Общая психология / Под ред. Б. С. Братуся. том 2. – М., 2007.
  8. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 2008.

 

Практические задания

  1. 1.       Конспектирование статей Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. «Восприятие движения и времени», «Ярбус А.Л. Движение глаз при восприятии сложных объектов» // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1975. 
  2. Составление таблиц. Составить таблицу Законы восприятия (по М. Вертгеймеру). Раскрыть эффекты сходства, близости, фактор замкнутости и группировки без остатка и др.
  3. Написание рефератов «Иллюзии восприятия», «Закономерности восприятия», «Восприятие времени».
  4. Комментирование: 1. Люди, живущие в густом лесу, удаленные предметы воспринимают как маленькие по размеру. 2. Жители равнин также воспринимает предметы измененными, когда смотрят сверху вниз. 3. Строители-высотники не замечают искажения объектов. 4. Ослепнув в детстве человек, обретя способность видеть, лишь в зрелые годы считал, что может выпрыгнуть из окна (10 - 12 метров) не причинив себе вреда.
  5.       Решение задач.


Задача № 6

Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

  1. Восприятие, отражение, зрительные иллюзии, психика, чувственное познание.
  2. Отражение, зрительное восприятие, психика, восприятие, восприятие цвета.

Задача № 7

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. Наше восприятие мира связано с... а) культурой, к которой мы принадлежим; б) практикой; в) опытом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 
  2. Гештальт-психологи утверждают, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип... а) дополнения; б) сходства; в) непрерывности; г) симметрии; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  3.     Чтобы представление о мире оставалось стабильным, мозг должен... а) постоянно осуществлять коррекции; б) учитывать расстояние; на котором находятся предметы; в) изменять восприятие в зависимости от угла зрения; г) учитывать освещенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  4.  Осознанное узнавание зависит от... а) порога восприятия; б) контроля, осуществляемого ретикулярной формацией; в) деятельности высших центров; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 
  5. Феномен перцептивной защиты... а) связан с понижением порога восприятия; б) вызывается необычностью некоторых стимулов; в) облегчает узнавание некоторых слов; г) обусловлен болезнью; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  6. Опыты сенсорной изоляции привели к заключению, что без сенсорных стимулов... а) умственные функции быстро деградируют; б) сенсорный опыт растет; в) мир внутренних образов все больше и больше обедняется; г) нарушение интеллекта становится необратимым; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  7.  Одним из важных свойств восприятия является... а) предметность; б) абстрактность; в) конформность; г) иерархичность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  8. В восприятии отражаются... а) отдельные свойства вещей и явлений; б) целостные образы предметов и явлений; в) обобщенные понятия о предметах и явлениях; г) отдельные стороны действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  9. Самой древней формой восприятия является... а) зрительное; б) осязательное; в) слуховое; г) обонятельное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  10. При поражении височной коры нарушается... а) восприятие цвета; б) слуховое восприятие; в) восприятие времени; г) обонятельное восприятие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача № 8

Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу восприятия человека.

Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, обобщенность, константность, идеальность, активность, деятельность, отражение, субъективность, первичность, возбуждение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, целостность, избирательное отражение, опережающее отражение, интеллектуальность, произвольность, необратимость.

Задача № 9

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

  1. Восприятие — это ... чувственный ... предмета, формирующийся из ... под ... воздействием на органы чувств этого предмета.
  2. В ощущениях отражаются отдельные свойства вещей и явлений, а восприятие дает их          
  3. Почти все наши восприятия — результат предшествующего ....
  4. В гештальтпсихологии группировка элементов, лежащая в основе организации восприятия, осуществляется по принципам ..., ..., ... и ... .
  5. Процесс восприятия требует ... из комплекса воздействующих признаков ... признаков с одновременным ... (...) от ... признаков.
  6. При восприятии ... предметов процесс идет очень быстро: человеку достаточно объединить ....... воспринимаемых признака, чтобы узнать предмет.
  7.   Полное восприятие предмета — результат сложной ....... деятельности мозга, выделяющей ..., тормозящей ... признаки и комбинирующей воспринимаемые детали в единое осмысленное целое.

Задача № 9

Попробуйте доказать, что...

а)  ...иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непознаваемости мира;

б)  ...восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его;

в)  ...восприятие человека субъективно;

г)   ...образы восприятия одного человека непосредственно не доступны сознанию другого;

д)  ...одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;

е)  ...процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга.

 

 

Тема 3.  Психология внимания

  1. Понятие «внимание» в психологии познавательной сферы.
  2. Психологические теории внимания.
  3. Виды внимания и его свойства.
  4. Физиологические основы внимания.

 

Литература:

    1. Андерсон Дж.Когнитивная психология. - Спб, 2006.
    2. Величковский Б.М. Когнитивная наука. том 1.- М, 2008.
    3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995. 
    4. Дубровина И.В. Психология. – М, 1999.
    5. Дружинин В. Н. Когнитивная психология. – М, 2005.
    6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.
    7. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2007.
    8. Общая психология / Под ред. Б. С. Братуся. том 3. – М., 2007.
    9. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 2008.

 

 

Практические задания

  1. Конспектирование статей Гальперин П.Я. «К проблеме внимания» // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 1976. – с. 220-227. Келлер В., Адамс. Л. Восприятие и внимание. //Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1976 Найссер У. Селективное чтение: метод исследования зрительного внимания //Хрестоматия по вниманию. – М: МГУ, 1976
  2. Составление схемы «Виды внимания и их функции».
  3. Написание рефератов «Основные свойства внимания и их развитие», «Нарушения внимания».
  4. Решение задач:


Задача № 10

Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

  1.  Распределение внимания, отражение, непроизвольное внимание, психика, понятие, нервный процесс, внимание, анализ, психические явления.
  2. Возбуждение, внимание, мысль, психический процесс, мозг, произвольное внимание, отражение, концентрация внимания.

Задача № 11

Какое свойство внимания обнаруживается в следующих примерах? Каков, по-вашему, его механизм? Возможно ли одновременное протекание в поле внимания двух и более процессов?

 

  1.  Изумительная трудоспособность [Н. Г. Чернышевского] позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера. (Ф. Н. Гоноболин)
  2. Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках — английском, немецком, французском — разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы – пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках. (М. Горький)
  3. Известны феноменальные способности Юлия Цезаря, который, попреданию, мог делать одновременно 7 несвязанных между собою дел. Существует легенда, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям 7 ответственных дипломатических документов.

 

Задача № 12

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

  1.  Внимание — это ... и ... сознания на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.
  2. Благодаря вниманию,... объектов становится более ясным, отчетливым.
  3. В произвольном внимании проявляется ... личности.
  4. Все теории внимания утверждают принцип:... настройка ... восприятие конкретного объекта — привлекает к нему внимание благодаря возникновению в центральной нервной системе ... очага возбуждения.
  5.  Произвольное внимание есть ... внимание, ..., осуществляемый по заранее составленному плану и заданному образцу.

Задача № 13

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1.  Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает... а) восприятие; б) внимание; в) рефлексия; г) узнавание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2.  Внимание выполняет функцию... а) активизации нужных психофизиологических процессов; б) целенаправленного организованного отбора поступающей информации; в) обеспечения длительного сосредоточения на объекте; г) фокусирования сознания на необходимых элементах действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3.  Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак... а) непроизвольного внимания; б) произвольного внимания; в) послепроизвольного внимания; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4.  Условием возникновения непроизвольного внимания является... а) неожиданность раздражителя; б) новизна раздражителя; в) интересы (влечения) человека; г) необычность раздражителя; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5.  Произвольное внимание... а) имеет биологическое происхождение; б) является продуктом созревания организма; в) имеет социальные корни; г) неминуемо формируется с возрастом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6.  Об уровне готовности ребенка к школе свидетельствует развитие такой характеристики произвольного внимания, как... а) умение слушать; б) умение понимать и точно выполнять указания взрослого; в) умение действовать в соответствии с правилом; г) умение использовать образец; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7.      Психологическая сущность произвольного внимания заключается в... а) осуществлении контроля за объектами восприятия и мышления; б) способе контроля, организуемого человеком, исходя из объективных требований задачи; в) поглощенности яркими признаками объекта; г) ориентировке на признаки объекта; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8.      Уделять внимание означает... а) ограничивать поле восприятия; б) разделять объект на детали; в) выделять детали из общего смутного представления; г) усиливать интенсивность представления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

9.      Ограничение объема внимания определяет такая его характеристика, как... а) устойчивость; б) концентрация; в) распределение; г) переключение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

10.Концентрация внимания определяется... а) повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия; б) центральной настройкой; в) функционированием доминанты; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

 

Задача № 14

 Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1.   Образец: ВОСПРИЯТИЕ : КОНСТАНТНОСТЬ

Внимание : ... (возбуждение, интерес, предметность, впечатлительность, способность)

2.  Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ИГРА

Внимание : ... (концентрация внимания, восприятие, распределение внимания, сосредоточение сознания, непроизвольное внимание)

Задача № 15

Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении.

Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение); наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представле­ний и развитие у учащихся познавательных интересов.

 

Задача № 16

Ответьте, почему...

I) ...световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?

2)       ...летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы?

3)       ...находясь в гостях и будучи полностью поглощенным беседой с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей («феномен вечеринки»)?

4)       ...живой, но поверхностный ум французы определяют так: он не способен к делу, требующему длительного дыхания?

5)       ...во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда?

6)       ...чайник, которого вы ждете, никак не закипает?

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Ответьте на вопрос: Какие общие закономерности ощущения демонстрирует данный опыт? Что такое фи-феномен?

 

Тема 4. Память:

  1. Общее понятие о памяти. Свойства и процессы памяти.
  2. Физиологические основы памяти.
  3. Забывание как один из процессов памяти.
  4. Теории памяти.
  5. Индивидуальные особенности памяти.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: Учебно-метод. пособие. — М., 1985.
  2. Батова Н.Я., Хамская Е.Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала //Вопросы психологии. — 1984. — № 3.
  3. Бочарова С.П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора // Психологический журнал. —1981. - Т. 2. - №3.
  4. Величковский Б.М. Зрительные автоматизмы в памяти человека //Психологический журнал. — 1985. — Т. 6. — № 5.
  5. Заика Е.В., Кузнецов М.А. Кратковременная память и усвоение практических умений // Вопросы психологии. — 1989. — №2.
  6. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.
  7. Знаков В.В. Функциональное единство мышления и оперативной
    памяти в деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред О.К.Тихомирова. — М., 1979.
  8. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.
  9. Мараев В.А. Ошибки словесной памяти // Вопросы психологии. —1992. - № 1.
  10. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1987. -Т. 1.

Практические задания

  1. 1.       Конспектирование статей Зейгарник Б.В. «Воспроизведение незавершенных и завершенных действий» Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1979. – с.120-135. Зинченко П.И. «Непроизвольное запоминание и деятельность» // Там же. – с. 207-217. Заика Е.В., Кузнецов М.А. «Кратковременная память и усвоение практических умений» // Вопросы психологии. — 1989. — №2.
  1. Составление схемы «Виды памяти».
  2. Заполнение таблицы «Факторы продуктивности памяти»

Факторы, обусловливающие продуктивность памяти

Субъективные

Объективные

 

 

  1. Написание рефератов «Вербальная память», «Психолого-педагогические подходы к исследованию памяти»
  2. Решение задач:





 











































 

Задача № 22

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Память — форма... действительности, заключающаяся в ...,... и ... ... человеком данных своего опыта.

2. Различают три уровня памяти: сенсорную (или ... ), ... и ... память.

3.... память функционирует в течение четверти секунды.

4. Емкость и длительность ... информации в долговременной памяти в принципе практически....

5. Чем более ... становится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она ... в памяти.

6. Процесс ... осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадии ... памяти и углубляется на стадии ... памяти.

7. ... память включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.

Задача № 23

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Сенсорная память... а) действует на уровне рецепторов; б) сохраняет информацию в интервале меньше 1 с; в) лежит в основе зрительных образов; г) является генетически первичным видом памяти; д) все отве­ты верны; е) все ответы неверны.

2. Кратковременная память... а) сохраняет информацию в пределах двух минут; б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов; в) позволяет долго помнить телефонный номер; г) короче оперативной; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Долговременная память... а) обладает ограниченной емкостью;

б) обладает практически неограниченной длительностью; в) более развита у пожилых людей; г) обобщение образов и представлений; д) не связана с эмоциями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

4. Принцип специфичности кодирования касается... а) контекста, в котором осуществляется кодирование; б) мотивации субъекта; в) времени повторений одного и того же материала; г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она... а) была сознательно прекращена; б) была доведена до конца; в) осталась незаконченной; г) привела к вознаграждению;

д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Семантическая память — это такая память... а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования; б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира; в) в которой хранится информация, касающаяся жизненно важных событий; г) в которой хранится частная, «проходная» информация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря... а) пространственной организации информации; б) последовательной организации информации; в) ассоциативной организации информации; г) иерархической организации информации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8. Когда мы забываем о назначенном свидании, это обусловлено... а) тор­можением; б) активным забыванием; в) мотивированным забыванием;

г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

9. Память... а) всегда играет положительную роль в процессах мышления; б) может вызывать некоторую функциональную ригидность; в) всегда облегчает решение задачи; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

10. Память обслуживает, по преимуществу... а) настоящее; б) прошлое; в) будущее; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Задача № 24

Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ЦЕЛЬ

Запоминание : ... (обучение, опыт, мотив, информирование, способ­ность)

2. Образец: ПСИХИКА : ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Память : ... (воспроизведение, сознание, отражение, сохранение)

Задача № 25

Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более продуктивно сохраняет образный материал, другие — словесный, а третьи в равной степени запоминают и тот, и другой. Определите в приведенном списке, где речь идет о наглядно-образном, словесно-логическом (-абстрактном) и промежуточном типах памяти.

1.  Сталевары помнят множество оттенков красного цвета;

2.  математик легко запомнит информацию, сжатую в формулы;

3.  продавец помнит цены и вид продукта определенного веса;

4.  студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу;

5.  закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика;

6.  живописец помнит сочетания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости;

7.  жители северных районов помнят разные «цвета белого снега»;

8.  музыкант по слуху может наиграть любую мелодию;

9.  пожилой учитель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков;

  1. учитель-литератор знает на память огромное количество стихотворений;
  2. полиглот свободно владеет 12 языками;
  3. читатель, случайно захлопнувший книгу, легко находит место, на котором остановился;
  4. приехав вторично в малознакомый город, человек представляет себе дорогу к нужному месту.

Задача № 26

Проанализируйте следующие тексты. Что в них правильно, что спорно, что неверно и почему? Какие теоретические концепции стоят за этими мнениями?

1. Мы не привыкли считать память социальным актом. Прежние психологи описывали память непосредственно после ощущения и восприятия. Память считалась индивидуальным актом. Бергсон допускает, что отдельный человек обладает памятью. Я так не считаю. Один человек не обладает памятью и в ней не нуждается. Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове. Если же он все-таки ведет его, то только потому, что он надеется вернуться к людям. Память – это в первую очередь социальная функция.

2. Процесс памяти сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Свидетельством этому является известный житейский прием завязывания узелка на память.

3. Запоминание – процесс, подчиненный принципу целостности, первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

Задача № 27

Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций.

1. Народная мудрость гласит: пустая голова не думает.

2. Богатство памяти — мера освоения материальной и духовной ре­альности.

3. Хорошая память — основа обучения.

4. Чем человек умней, тем лучше его память.

5. Богатый запас слов — показатель хорошей памяти и хорошего ума.

6. Любая научная работа делает память лучше.

7. Если человек утрачивает память, он теряет ум.

8. Без памяти человек перестает быть личностью.

9. Благодаря памяти человек становится человеком.

10. Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма средним интеллектом.

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема 5. Мышление

  1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности.
  2. Мышление и чувственное познание.
  3. Основные мыслительные операции.
  4. Мышление как деятельность.
  5. Классификации видов мышления.

Литература:

  1. 1.       Альферов А.Д. Интеллект. Умственное развитие //Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учебн.пособие. – Ростов н/Д., 2000. – С. 241- 268.
  2. 2.       Гальперин П.Я. О формировании творческого мышления //Школьный психолог – 1999. - № 8. – С.9.
  3. 3.       Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
  4. 4.       Дубровинская Н.В.  и др. Психофизиология речи и мышления //Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка: Учебн.пособие. – М., 2000. – С. 49-55.
  5. 5.       Интеллект: Мозаика определений //Школьный психолог. – 1999. - № 24. – С. 3.
  6. 6.       Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн., 1999.
  7. 7.       Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.
  8. 8.       Мышление //Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М., 2000. – С. 74-90.
  9. 9.       Семаго М. Предпосылки интеллекта: New Look //Школьный психолог. – 1999. - № 24. – С. 5.
  10. 10.    Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Рн/Д, 1999.

 

 

 

Практические задания

  1. Конспектирование статьи Гальперин П.Я. «Формирование умственных действий» // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1981. – с.78-86.
  2.  Аннотирование работы О.К. Тихомиров Психология мышления..
  3. Составление таблицы «Качества мышления».
  4. Составление схемы «Виды мышления».
  5. Написание реферата «Основные условия развития творческого мышления».
  6. Решение задач:

Задача № 28

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение ... связей вещей.

2. Мышление дает знания о ... свойствах, связях и отношениях ... реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к ...».

3. Опосредствованный и ... характер мышления обеспечивает познание человеком не только явлений, но и их ... .

4. Мыслящее созерцание есть осознание единичного в форме ... .

5. Мысль обретает в ... необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится доступной для других людей и для нас самих.

6. Сущность мышления состоит в установлении ... .... связей и отношений между предметами и явлениями.

7. Теоретическое мышление – это оперирование знаниями, выраженными в ..., ... и ..

8. Отличительная особенность... .... мышления – непосредственная связь

с восприятием мыслящим человеком ... ... .

9. Деятельность практического мышления направлена на разрешение ... задач, а функционирование теоретического мышления связано с поиском ... ... .

10. Интуитивное мышление носит свернутый, в основном ... характер и означает акт одномоментного «...» структуры ситуации или задачи.

 






 

















































 

Задача № 30

Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ : ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Понятие : ... (обобщенное отражение, информация, психика, мысль)

2. Образец: ОЩУЩЕНИЕ : ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

Понятие : ... (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс)

  1. Образец: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ : АКТИВНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Мышление :... (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение)

Задача № 31

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Допонятийное мышление в теории Ж. Пиаже характеризуется...

а) эгоцентризмом; б) нечувствительностью к противоречию; в) синкретизмом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. Понятийное мышление проявляется в... а) оперировании единичными случаями; б) несогласованности объема и содержания; в) отсутствии представлений о сохранении количества; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3. По форме различают следующие виды мышления: а) наглядно-действенное; б) теоретическое; в) интуитивное; г) дискурсивное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Наглядно-образное мышление связано с... а) оперированием понятиями; б) рефлексией; в) оперированием суждениями; г) оперированием представлениями; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Понятие — это важнейший элемент... а) восприятия; б) мышления; в) памяти; г) речи; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. С развитием понятий идет и становление... а) анализа; б) синтеза; в) сравнения; г) обобщения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. В концепции Л. С. Выготского мышление и речь... а) абсолютно тождественны; б) имеют разные генетические корни; в) являются независимыми друг от друга функциями; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

8. Интуиция — это... а) скачок в познании; б) озарение; в) прогноз; г) антиципация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

9. Чувственная ступень познания нуждается в дополнении рациональной, потому что... а) сущность предметов и явлений не совпадает с их воспринимаемым обликом; б) сложные явления действительности недоступны восприятию; в) восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

10. Движущей силой формирования понятийного мышления является... :а) игра; б) практическая деятельность; в) функционирование доминанты; г) обучение; д) все ответы верны; с) все ответы неверны.

Задача № 32

Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?

  1. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей.
  2. Интеллект человека нельзя оценить на основе наблюдений за результативностью его деятельности или успешностью выполнения умственных тестов.
  3. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком действительности, непосредственно не связанный с ощущением и восприятием.
  4. Мышление человека можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.
  5. Творческое образное мышление дает хотя и абстрактное, но точное и обобщенное отражение действительности.
  6. Теоретическое понятийное мышление позволяет получить конкретно-субъективное отражение действительности.
  7. И теоретическое, и практическое мышление одинаковым образом связаны с практикой.
  8. Мышление характеризуется как процесс решения задач.

Задача № 33

Наиболее распространенное деление стилей мышления – деление на «теоретиков» и «эмпириков». Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где – об «эмпириках».

1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа.

2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения.

3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении.

4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими.

5. Их сильная сторона — аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность.

6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами.

7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других.

8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию.

9. Слабость их—в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям.

10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.

 

Практическое задание

Проведите через четыре точки три прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку.

 

 

 






 
 
 

 

 

 

 

 






 
 
 

 

 

На какие качества мышления рассчитано это задание?


Тема 6. Воображение

  1. Общая характеристика воображения.
  2. Виды воображения.
  3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.
  4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.
  5. Воображение и творчество.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте //Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
  3. Дудецкий А.Я., Юлустина Е.А. Психология воображения (фантазия). – М., Смоленск, 1997.
  4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
  5. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн., 1999.
  6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. /Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983.
  7. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
  9. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1971.

Практические задания

  1. Конспектирование статьи Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте» //Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Составление таблицы «Формы синтеза представлений в процессах воображения»
  3. Составление схемы «Отличия и сходства воссоздающего и творческого воображения»
  4. Написание реферата «Взаимосвязь воображения и творчества»
  5. Решение задач:

Задача № 34

Вставьте пропущенные в следующих утверждениях слова.

  1. Психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи называется ....
    1. Процесс воображения свойствен только ... .
    2. Образы ... служат основой воображения.
    3. По степени психической ... различают... и ... виды воображения.
    4. Воображение — это отражение реальной ... в ..., ..., ... сочетаниях и комбинациях.
      1. Грезами называются ... вызванные ... фантазии, не связанные с ... .
      2. Активное ... воображение предполагает создание ...,..., ..., не имеющих аналога и характеризующихся ... и новизной.
      3. Согласно закону эмоциональной ... воображения,... влияют на воображение, воображение влияет на ....









































 

 

 

Задача № 36

Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Воображение, мечта, психика, творческое воображение, отражение, новые образы, русалка.

2. Грезы, психика, преднамеренное воображение, отражение, воображение, пассивное воображение.

Задача № 37

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. 1.     Воображение — познавательный процесс... а) связанный с мышлением; б) мотивированный потребностями личности; в) имеющий эмоциональную окраску; г) оперирующий образами реальной действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  2. 2.     Воображение выражается в... а) построении опережающих образов-представлений; б) организации системы понятий; в) воспроизведении представлений ранее воспринятых предметов и явлений; г) классификации представлений; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  3. 3.     Фантазия осуществляется как... а) оперирование понятиями, приводящими к новому выводу; б) преобразование конкретных образов, создание новых образов; в) возобновление образов, приближающее к точной копии ранее воспринятой ситуации; г) обобщение образов и представлений; д) связь с другими наклонностями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 

4.     Воображение это... а) создание новых чувственных образов; б) создание новых мыслительных образов; в) преобразование образов; г) трансформация имеющихся представлений в новые; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

  1. 5.     Создание нового образа это... а) отлет от действительности; б) творчество; в) стремление к преобразованию действительности; г) подлежащая воплощению идея; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  2. 6.     В художественном восприятии функционирует механизм эмпатического взаимодействия, называемый... а) заражением; б) идентификацией; в) проекцией; г) интроекцией; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  3. 7.     Мысленное перенесение своего реального «Я» в воображаемую ситуацию это... а) внушение; б) проекция; в) катарсис; г) эмпатия; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 

Задача № 38

Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1.          Образец: ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ : УМОЗАКЛЮЧЕНИ

Пассивное воображение : ... (талант, эмоции, мечта, грезы, интуиция, способность)

2.          Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ДЕЙСТВИЕ

Воображение : ... (обобщенность, интуиция, синтез, творчество, проблема).

Задача № 39

Какие теоретические концепции можно усмотреть в следующих утверждениях?

1. Творчество возникает из конфликта бессознательных сил: «часто исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяет собой сексуальное удовлетворение».

  1. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. В способности к представлению ожидаемого результата состоит коренное отличие человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных.
  2. Творческое мышление исходит из обработки свободно возникающих «фантазий» и идей, связанных с дневными снами и играми детства.
  3. Воображение выступает как средство создания образов, программирующих активную деятельность человека, а также заменяющих ее.
  4. Творчество состоит в умении по-новому соединять элементы, создавать новые целостные структуры.
  5. Творческая деятельность является как бы продолжением и заменой детской игры, т.е. это свободная игра воображения.
  6. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре.
  7. Творчество — это компенсация неутоленных желаний галлюцинаторным удовлетворением.
  8. Суть воображения — в достижении катарсиса благодаря объективации желаний в продуктах воображения.

10.  Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре.

Задача № 40

Из предложенных определений творчества путем обобщения сформулируйте наиболее полное понятие.

1. Творить — это значит претворять внутренний образ во внешнюю реальность. (Р. Нусбаум)

  1. Творчество представляет собой сплав восприятий, осуществленный новым способом (Маккеллар), способность находить новые связи (Кюби), возникновение новых отношений (Роджерс), появление новых сочинений (Мюррей), предрасположение совершать и узнавать новшества (Лассуэль), деятельность ума, приводящую к новым прозрениям (Жерар), трансформацию опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Гизелин). (Р. Дж. Халлман)
  2. Творчество — это целенаправленная деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элемент новизны и неожиданности. (И.Б. Гутчин)

 

Проведите опыт

Попросите испытуемого, закрыв глаза, держать на вытянутой руке груз на нитке, ярко представив себе, что он вращает этот груз по часовой стрелке или против неё. Что произошло? Как вы можете объяснить этот феномен?


Тема 7. Креативность и познавательная мотивация

  1. Познавательная мотивация и её основные характеристики.
  2. Современные представления о креативности.
  3. Основные показатели креативности.
  4. Развитие креативности.
  5. Качества творческой личности.
  6. Основные подходы к исследованию одаренности
  7. Модели одаренности
  8. Характеристики творческого продукта
  9. Диагностика креативности

Литература.

  1. Бурменская Г. Одаренные дети. - М., 1991
  2. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.
  3.  Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
  4. Ильин Е.П. Психология креативности и одаренности.

Практические задания

Конспектирование  Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3.

Составление таблицы «Показатели креативности»

Решение задач:

Задача № 41

Вставьте пропущенные слова

  1. В подростковом возрасте связь между креативностью и интеллектом ……….
  2. Основными показателями креативности являются…………………………………………………………….
  1. Креативность рассмаривается как производное личностных качеств в ……….. подходе.
  1. … разработал трехфакторную модель одаренности.
  2. …….разработал тест вербальной креативности.
  3. Благодаря … креатив способен реализовать свои способности.
  4. ………….стабилизирует структуру одаренности

 

 






 

















































 

Задача № 43

  1. Психический  процесс  отражения… а) предметов и явлений, не воспринимаемых в данный момент времени; б) логических конструкций и абстрактных понятий; в) предыдущего опыта; г) имеющихся в сознании образов явлений; д) будущих действий и поведения; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
  2. Основными характеристиками представления являются… а) образность, б) открытость; в) постоянство; г) наглядность; д) четкость; е) фрагментарность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
  3. Сущность сигнальной функции представлений состоит в… а) отборе информации о предмете; б) оперировании информации о предмете; в) отражении многообразной информации о предмете, явлении; г) ориентации деятельности в зависимости от информации о предмете; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  4. Двигательные представления имеют место, когда… а) едем на велосипеде; б) мы думаем, как выполнить двигательный акт; в) думаем как произнести иностранное слово; г) слышим слово; д) все ответы верны, е) все ответы неверны.
  5.  В результате схематизации представление … а) выделяет существенное от несущественного; б) теряет ряд частных индивидуальных признаков и деталей; в) обретает индивидуальность; г) становится более обобщенным; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  6. Качество представлений зависит от … а) содержания деятельности, в которой возникают представления; б) конкретного вида представлений; в) от основных характеристик представления; г) от механизмов формирования представлений; д) от возраста представляющего; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
  7. Общие представления характеризуются… а) иерархией зрительных, слуховых и других образов; б) открытостью для изменения; в) большой степенью обобщенности; г) неустойчивостью, непостоянством; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача № 44

Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

  1. Запоминание предмета, ощущения, представление предмета, восприятие свойств и характеристик предмета, воображение предмета в другой обстановке, образ предмета.
  2. Восприятие, оперативная память, звучание музыки, слуховые ощущения, слуховое представление.


Тема 6. Функции и виды речи

  1. Общая характеристика речи,  виды речи  
  2. Функции речи. Речь как средство общения. Речь как инструмент мышления. Внутренняя речь и ее функциональное назначение. 
  3. Возможности психологической диагностики речевой способности. 

Литература:

  1. Л. С. Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
  3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики  уч. пос. М., 1997. 224 с \
  4. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики уч. М., 1997
  5. Лурия А.А. Мышлие и речь.

Практические задания

  1. Конспектирование статьи Ушакова Т.Н. «Проблема внутренней речи» //Вопросы психологии. – 1985. - № 2.
  2. Составление схемы «Виды речи».
  3. Написание рефератов «Диагностика речевых способностей», «Взаимосвязь мышления и речи»
  4. Решение задач

Задача № 45

Какие из приведенных выражений характеризуют речь, а какие — язык? Ответы аргументируйте.

1. Средство хранения и передачи познавательного и трудового опыта многих поколений.

  1. Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.
  2. Деятельность общения людей для передачи мыслей, выражения чувств, воли.
  3. Психическая деятельность, которая проявляется как процесс общения.

Задача № 46

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Речь, как и ..., есть общественно-историческое явление, возникшее в трудовой деятельности людей из потребности в ....

  1. Процесс общения людей друг с другом посредством языка называется ....
  2. Язык — это система ..., необходимых для человеческого общения, мышления и воображения.
    1. Слово имеет ... форму и ... содержание — ....
    2. Мысль существует в ... и выражается в ....
    3. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что с ее помощью можно рассказывать не только о текущих, но также и ... или... событиях.
    4. Важнейшее отличие языка животных от человеческого состоит в отсутствии у него ... функции.

Задача № 47

Из данных понятий выберите нужные и постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему оставшиеся понятия не входят в ряды?

  1. Слово, мозг, средство общения, знаковая система, социальное явление, мысль, психика, сигнал, язык, воображение, речь, значение, русский язык, шрифт, часть слова.
  2. Язык, отражение, речь, психическое явление, информация, функция речи, обозначение, цель, кодирование, процесс общения, деятельность, рефлекс, представление, мозг.


















































Задача № 49

Выберите правильные варианты ответа из предложенных.

1. Речь это... а) психическое явление; б) процесс общения посредством языка; в) обмен информацией между людьми; г) процесс отражения мыслей и чувств; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 

  1. 2.     Человеческий язык характеризуется... а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие программы; б) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях; в) ограниченной лингвистической компетентностью; г) отсутствием генетической фиксированности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  2. 3.     Речь развивается в результате... а) интериоризации усвоенного языка; б) подражания «родительской модели»; в) генетического наследия; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 
  3. 4.     Звуковая единица речи это... а) звук; б) слог; в) слово; г) фраза; д) текст; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 
  4. 5.     Внутренняя речь... а) свернута; б) эклектична; в) предикативна; г) эмоционально насыщена; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 
  5. 6.     Язык животных характеризуется... а) наличием семантики; б) механизмом эмоционального заражения; в) открытостью знаковой системы; г) наличием семиотической функции; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 

Задача № 50

Сравните приведенные цитаты. В чем они совпадают и в чем различаются? Какая из них ближе к современному пониманию связи языка (речи) и сознания и почему?

1. Соотношение сознания и речи не простое сосуществование и взаимовлияние, а единство, в котором определяющей стороной является сознание: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего речевого бытия... О контроле сознания над речью говорят, например, часто наблюдаемые отрицательные оценки собственной речи типа: «Я не то хотел сказать»; «Я неудачно выразился»...

  1. Истекает много времени, пока мы приходим к пугающему нас заключению, что когда мы говорим, то выступаем просто исполнителями или актерами, текст же составляется кем-то другим (подсознанием).
  2. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми... Язык есть непосредственная действительность мысли.
  3. Сознание неотделимо... от языка. Язык выступает не только как средство общения людей, он выступает и как средство, как форма человеческого сознания и мышления... Сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий.
  4. Существует точка зрения, что люди, говорящие на разных языках, воспринимают вещи по-разному... При этом от языка зависит не только содержание, но и структура мысли: различные народы анализируют мир различным способом... Сознание определяется не объектом, а тем, как он представлен в языке.
  5. Человек лингвизирует свой мир, и лингвизация в этом смысле есть творческий процесс. Человек живет в мире, пересотворяемом непрерывно с помощью его собственного языка.

 

 

© educationalpsychology

Сделать бесплатный сайт с uCoz