кроме подготовки к выступлению на семинаре, необходимо выполнить все задания к семинару. |
Тема 1. Психология ощущения
Литература:
Практические задания
Задача № 1. Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.
Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим. Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.
Задача № 3 Прокомментируйте приведенные факты. Объясните, от чего зависит индивидуальное восприятие боли. Во время Второй мировой войны врач Г.К. Бехер, изучавший восприятие боли, заметил, что солдатам, раненным в бою, значительно реже требовался морфин, чем гражданским лицам, выздоравливающим после операции. Бехер писал, что раненый солдат испытывал «облегчение, благодарность судьбе за то, что ему удалось уйти живым с поля боя, даже эйфорию; для гражданских лиц серьезная хирургическая операция – это источник депрессии и пессимизма». Задача № 4 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения. 1. Основным источником наших знаний о внешнем мире являются ... . 2. Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет ... характер. 3. Особенность ощущений в том, что в них ... ... ... предметов и явлений материального мира. 4. Генетически самое раннее чувственное психическое явление — ... ... . 5. Ощущение как... ... развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия. 6. Действие внешних раздражителей на анализаторы человека подчиняется ... механизмам. 7. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ... называется ... . 8. Психофизический закон Вебера—Фехнера формулируется так: ... ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. 9. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется ... ... (или ... ... ). 10. При ... под воздействием раздражителя, специфичного для одного анализатора, возникает ..., характерное для другого анализатора.
Задача № 5 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с... а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 2. К экстерорецептивным ощущениям относят... а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 3. Основные свойства ощущений — это... а) константность; б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется... а) верхним абсолютным порогом чувствительности; б) разностным порогом; в) нижним порогом; г) интенсивностью ощущения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. К изменению чувствительности приводит... а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 6. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, — это... а) аккомодация; б) конвергенция; в) синестезия; г) сенсибилизация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 7. В структуру каждого ощущения входит... а) обобщение; б) движение; в) анализ; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 8. Каждый анализатор имеет... а) расположенный на периферии воспринимающий проводниковый аппарат; б) совокупность промежуточных (подкорковых) перерабатывающих центров; в) центральный (корковый) аппарат; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 9. Каждый анализатор имеет представительство в... а) правом полушарии; б) обоих полушариях; в) левом полушарии; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. Тема 2. Психология восприятия
Литература:
Практические задания
Задача № 6 Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.
Задача № 7 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Задача № 8 Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу восприятия человека. Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, обобщенность, константность, идеальность, активность, деятельность, отражение, субъективность, первичность, возбуждение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, целостность, избирательное отражение, опережающее отражение, интеллектуальность, произвольность, необратимость. Задача № 9 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
Задача № 9 Попробуйте доказать, что... а) ...иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непознаваемости мира; б) ...восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его; в) ...восприятие человека субъективно; г) ...образы восприятия одного человека непосредственно не доступны сознанию другого; д) ...одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности; е) ...процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга.
Тема 3. Психология внимания
Литература:
Практические задания
Задача № 10 Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
Задача № 11 Какое свойство внимания обнаруживается в следующих примерах? Каков, по-вашему, его механизм? Возможно ли одновременное протекание в поле внимания двух и более процессов?
Задача № 12 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
Задача № 13 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает... а) восприятие; б) внимание; в) рефлексия; г) узнавание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 2. Внимание выполняет функцию... а) активизации нужных психофизиологических процессов; б) целенаправленного организованного отбора поступающей информации; в) обеспечения длительного сосредоточения на объекте; г) фокусирования сознания на необходимых элементах действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 3. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак... а) непроизвольного внимания; б) произвольного внимания; в) послепроизвольного внимания; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 4. Условием возникновения непроизвольного внимания является... а) неожиданность раздражителя; б) новизна раздражителя; в) интересы (влечения) человека; г) необычность раздражителя; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. Произвольное внимание... а) имеет биологическое происхождение; б) является продуктом созревания организма; в) имеет социальные корни; г) неминуемо формируется с возрастом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 6. Об уровне готовности ребенка к школе свидетельствует развитие такой характеристики произвольного внимания, как... а) умение слушать; б) умение понимать и точно выполнять указания взрослого; в) умение действовать в соответствии с правилом; г) умение использовать образец; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 7. Психологическая сущность произвольного внимания заключается в... а) осуществлении контроля за объектами восприятия и мышления; б) способе контроля, организуемого человеком, исходя из объективных требований задачи; в) поглощенности яркими признаками объекта; г) ориентировке на признаки объекта; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 8. Уделять внимание означает... а) ограничивать поле восприятия; б) разделять объект на детали; в) выделять детали из общего смутного представления; г) усиливать интенсивность представления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 9. Ограничение объема внимания определяет такая его характеристика, как... а) устойчивость; б) концентрация; в) распределение; г) переключение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 10.Концентрация внимания определяется... а) повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия; б) центральной настройкой; в) функционированием доминанты; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Задача № 14 Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. 1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ : КОНСТАНТНОСТЬ Внимание : ... (возбуждение, интерес, предметность, впечатлительность, способность) 2. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ИГРА Внимание : ... (концентрация внимания, восприятие, распределение внимания, сосредоточение сознания, непроизвольное внимание) Задача № 15 Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении. Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение); наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представлений и развитие у учащихся познавательных интересов.
Задача № 16 Ответьте, почему... I) ...световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет? 2) ...летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы? 3) ...находясь в гостях и будучи полностью поглощенным беседой с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей («феномен вечеринки»)? 4) ...живой, но поверхностный ум французы определяют так: он не способен к делу, требующему длительного дыхания? 5) ...во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда? 6) ...чайник, которого вы ждете, никак не закипает?
Ответьте на вопрос: Какие общие закономерности ощущения демонстрирует данный опыт? Что такое фи-феномен?
Тема 4. Память:
Литература:
Практические задания
Задача № 22 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения. 1. Память — форма... действительности, заключающаяся в ...,... и ... ... человеком данных своего опыта. 2. Различают три уровня памяти: сенсорную (или ... ), ... и ... память. 3.... память функционирует в течение четверти секунды. 4. Емкость и длительность ... информации в долговременной памяти в принципе практически.... 5. Чем более ... становится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она ... в памяти. 6. Процесс ... осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадии ... памяти и углубляется на стадии ... памяти. 7. ... память включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира. Задача № 23 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Сенсорная память... а) действует на уровне рецепторов; б) сохраняет информацию в интервале меньше 1 с; в) лежит в основе зрительных образов; г) является генетически первичным видом памяти; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 2. Кратковременная память... а) сохраняет информацию в пределах двух минут; б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов; в) позволяет долго помнить телефонный номер; г) короче оперативной; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 3. Долговременная память... а) обладает ограниченной емкостью; б) обладает практически неограниченной длительностью; в) более развита у пожилых людей; г) обобщение образов и представлений; д) не связана с эмоциями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 4. Принцип специфичности кодирования касается... а) контекста, в котором осуществляется кодирование; б) мотивации субъекта; в) времени повторений одного и того же материала; г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она... а) была сознательно прекращена; б) была доведена до конца; в) осталась незаконченной; г) привела к вознаграждению; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 6. Семантическая память — это такая память... а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования; б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира; в) в которой хранится информация, касающаяся жизненно важных событий; г) в которой хранится частная, «проходная» информация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 7. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря... а) пространственной организации информации; б) последовательной организации информации; в) ассоциативной организации информации; г) иерархической организации информации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 8. Когда мы забываем о назначенном свидании, это обусловлено... а) торможением; б) активным забыванием; в) мотивированным забыванием; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 9. Память... а) всегда играет положительную роль в процессах мышления; б) может вызывать некоторую функциональную ригидность; в) всегда облегчает решение задачи; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 10. Память обслуживает, по преимуществу... а) настоящее; б) прошлое; в) будущее; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. Задача № 24 Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. 1. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ЦЕЛЬ Запоминание : ... (обучение, опыт, мотив, информирование, способность) 2. Образец: ПСИХИКА : ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ Память : ... (воспроизведение, сознание, отражение, сохранение) Задача № 25 Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более продуктивно сохраняет образный материал, другие — словесный, а третьи в равной степени запоминают и тот, и другой. Определите в приведенном списке, где речь идет о наглядно-образном, словесно-логическом (-абстрактном) и промежуточном типах памяти. 1. Сталевары помнят множество оттенков красного цвета; 2. математик легко запомнит информацию, сжатую в формулы; 3. продавец помнит цены и вид продукта определенного веса; 4. студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу; 5. закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика; 6. живописец помнит сочетания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости; 7. жители северных районов помнят разные «цвета белого снега»; 8. музыкант по слуху может наиграть любую мелодию; 9. пожилой учитель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков;
Задача № 26 Проанализируйте следующие тексты. Что в них правильно, что спорно, что неверно и почему? Какие теоретические концепции стоят за этими мнениями? 1. Мы не привыкли считать память социальным актом. Прежние психологи описывали память непосредственно после ощущения и восприятия. Память считалась индивидуальным актом. Бергсон допускает, что отдельный человек обладает памятью. Я так не считаю. Один человек не обладает памятью и в ней не нуждается. Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове. Если же он все-таки ведет его, то только потому, что он надеется вернуться к людям. Память – это в первую очередь социальная функция. 2. Процесс памяти сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Свидетельством этому является известный житейский прием завязывания узелка на память. 3. Запоминание – процесс, подчиненный принципу целостности, первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. Задача № 27 Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций. 1. Народная мудрость гласит: пустая голова не думает. 2. Богатство памяти — мера освоения материальной и духовной реальности. 3. Хорошая память — основа обучения. 4. Чем человек умней, тем лучше его память. 5. Богатый запас слов — показатель хорошей памяти и хорошего ума. 6. Любая научная работа делает память лучше. 7. Если человек утрачивает память, он теряет ум. 8. Без памяти человек перестает быть личностью. 9. Благодаря памяти человек становится человеком. 10. Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма средним интеллектом.
Тема 5. Мышление
Литература:
Практические задания
Задача № 28 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения. 1. Сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение ... связей вещей. 2. Мышление дает знания о ... свойствах, связях и отношениях ... реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к ...». 3. Опосредствованный и ... характер мышления обеспечивает познание человеком не только явлений, но и их ... . 4. Мыслящее созерцание есть осознание единичного в форме ... . 5. Мысль обретает в ... необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится доступной для других людей и для нас самих. 6. Сущность мышления состоит в установлении ... .... связей и отношений между предметами и явлениями. 7. Теоретическое мышление – это оперирование знаниями, выраженными в ..., ... и .. 8. Отличительная особенность... .... мышления – непосредственная связь с восприятием мыслящим человеком ... ... . 9. Деятельность практического мышления направлена на разрешение ... задач, а функционирование теоретического мышления связано с поиском ... ... . 10. Интуитивное мышление носит свернутый, в основном ... характер и означает акт одномоментного «...» структуры ситуации или задачи.
Задача № 30 Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. 1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ : ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Понятие : ... (обобщенное отражение, информация, психика, мысль) 2. Образец: ОЩУЩЕНИЕ : ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ Понятие : ... (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс)
Мышление :... (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение) Задача № 31 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Допонятийное мышление в теории Ж. Пиаже характеризуется... а) эгоцентризмом; б) нечувствительностью к противоречию; в) синкретизмом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 2. Понятийное мышление проявляется в... а) оперировании единичными случаями; б) несогласованности объема и содержания; в) отсутствии представлений о сохранении количества; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 3. По форме различают следующие виды мышления: а) наглядно-действенное; б) теоретическое; в) интуитивное; г) дискурсивное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 4. Наглядно-образное мышление связано с... а) оперированием понятиями; б) рефлексией; в) оперированием суждениями; г) оперированием представлениями; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. Понятие — это важнейший элемент... а) восприятия; б) мышления; в) памяти; г) речи; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 6. С развитием понятий идет и становление... а) анализа; б) синтеза; в) сравнения; г) обобщения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 7. В концепции Л. С. Выготского мышление и речь... а) абсолютно тождественны; б) имеют разные генетические корни; в) являются независимыми друг от друга функциями; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 8. Интуиция — это... а) скачок в познании; б) озарение; в) прогноз; г) антиципация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 9. Чувственная ступень познания нуждается в дополнении рациональной, потому что... а) сущность предметов и явлений не совпадает с их воспринимаемым обликом; б) сложные явления действительности недоступны восприятию; в) восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 10. Движущей силой формирования понятийного мышления является... :а) игра; б) практическая деятельность; в) функционирование доминанты; г) обучение; д) все ответы верны; с) все ответы неверны. Задача № 32 Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?
Задача № 33 Наиболее распространенное деление стилей мышления – деление на «теоретиков» и «эмпириков». Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где – об «эмпириках». 1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа. 2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения. 3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении. 4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими. 5. Их сильная сторона — аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность. 6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами. 7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других. 8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию. 9. Слабость их—в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям. 10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.
Практическое задание Проведите через четыре точки три прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку.
На какие качества мышления рассчитано это задание?
Тема 6. Воображение
Литература
Практические задания
Задача № 34 Вставьте пропущенные в следующих утверждениях слова.
Задача № 36 Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. 1. Воображение, мечта, психика, творческое воображение, отражение, новые образы, русалка. 2. Грезы, психика, преднамеренное воображение, отражение, воображение, пассивное воображение. Задача № 37 Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
4. Воображение — это... а) создание новых чувственных образов; б) создание новых мыслительных образов; в) преобразование образов; г) трансформация имеющихся представлений в новые; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задача № 38 Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. 1. Образец: ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ : УМОЗАКЛЮЧЕНИ Пассивное воображение : ... (талант, эмоции, мечта, грезы, интуиция, способность) 2. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ДЕЙСТВИЕ Воображение : ... (обобщенность, интуиция, синтез, творчество, проблема). Задача № 39 Какие теоретические концепции можно усмотреть в следующих утверждениях? 1. Творчество возникает из конфликта бессознательных сил: «часто исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяет собой сексуальное удовлетворение».
10. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Задача № 40 Из предложенных определений творчества путем обобщения сформулируйте наиболее полное понятие. 1. Творить — это значит претворять внутренний образ во внешнюю реальность. (Р. Нусбаум)
Проведите опыт Попросите испытуемого, закрыв глаза, держать на вытянутой руке груз на нитке, ярко представив себе, что он вращает этот груз по часовой стрелке или против неё. Что произошло? Как вы можете объяснить этот феномен?
Тема 7. Креативность и познавательная мотивация
Литература.
Практические задания Конспектирование Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. Составление таблицы «Показатели креативности» Решение задач: Задача № 41 Вставьте пропущенные слова
Задача № 43
Задача № 44 Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
Тема 6. Функции и виды речи
Литература:
Практические задания
Задача № 45 Какие из приведенных выражений характеризуют речь, а какие — язык? Ответы аргументируйте. 1. Средство хранения и передачи познавательного и трудового опыта многих поколений.
Задача № 46 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения. 1. Речь, как и ..., есть общественно-историческое явление, возникшее в трудовой деятельности людей из потребности в ....
Задача № 47 Из данных понятий выберите нужные и постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему оставшиеся понятия не входят в ряды?
Задача № 49 Выберите правильные варианты ответа из предложенных. 1. Речь — это... а) психическое явление; б) процесс общения посредством языка; в) обмен информацией между людьми; г) процесс отражения мыслей и чувств; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задача № 50 Сравните приведенные цитаты. В чем они совпадают и в чем различаются? Какая из них ближе к современному пониманию связи языка (речи) и сознания и почему? 1. Соотношение сознания и речи не простое сосуществование и взаимовлияние, а единство, в котором определяющей стороной является сознание: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего речевого бытия... О контроле сознания над речью говорят, например, часто наблюдаемые отрицательные оценки собственной речи типа: «Я не то хотел сказать»; «Я неудачно выразился»...
|
|
|
|
© educationalpsychology |