семинар № 1. Педагогическая психология как отрасль психологической науки.
- Педагогическая психология как междисциплинарная отрасль научного знания, ее возникновение, основные этапы развития и современное состояние.
- Предмет педагогической психологии: факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта в процессе обучения и воспитания, развивающие возможности учебной деятельности и психологические механизмы управления образовательным процессом.
- Основные разделы педагогической психологии: психология учения, психология преподавания, психология педагогического общения, психология воспитания.
- Теоретические и практические задачи педагогической психологии, ее основные методы.
Литература
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.
- Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 - 239 с.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. – 287 с.
- Регуш Л.Ф. и др. Педагогическая психология. - Спб: Питер, 2011. – 416 с.
- Савенков А.И. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2010. – 345с.
Задания первого уровня.
1. Сделать конспект к семинарскому занятию.
2. Найти в литературе ответ на вопрос: Какие психологические особенности учения считали основными создатели разных направлений обучения.
3. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
1. Составить сравнительную таблицу направлений обучения разных исторических эпох и ученых.
Направление обучения
|
Положительные стороны
|
Отрицательные стороны
|
1.
|
|
|
2.
|
|
|
2. Сравните взгляды разных ученых на развитие ученика. Критерии сравнения могут быть: цель обучения, отношения с учителем, отношения с учениками, развитие способностей, развитие личностных качеств, когнитивная картина мира. Можете дополнить собственные критерии сравнения.
3. Правомерно ли считать культурно-историческую теорию Л.С. Выготского основой отечественной педагогической психологии? Приведите аргументы доказывающие или опровергающие эту точку зрения.
4. Чем актуальна проблема одаренности? Проанализируйте отечественную систему образования: что принципиально нового вносит разработка данной проблемы?
Задания третьего уровня.
- Напишите эссе на тему: какая проблема является наиболее актуальной в современном образовании и как на ваш взгляд ее можно будет решить.
- Разработайте фрагменты занятий по психологии или педагогике посвященных проблеме обучения.
- Предложите и обоснуйте систему условий, благодаря которым в процессе образования будет формироваться компетентность учащегося.
семинар № 2. Психология научения.
- Бихевиористская концепция научения. Классическое обуславливание по И.П. Павлову. Коннекционизм Э. Торндайка. Оперантное обуславливание Ф. Скиннера.
- Социально-когнитивное научение по А. Бандуре.
- Научение и память..
- Когнитивный подход к научению: Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и Дж. Брунер.
Литература
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986
- Ле Франсуа Г. Прикладная педагогическая психология. М., 2007.
- Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М., 1984
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.
Задания первого уровня.
1. Сделать конспект к семинарскому занятию.
2. Найти в литературе ответ на вопрос: Какие психологические механизмы научения считали основными создатели разных направлений научения.
3. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара. (NB: ЛИТЕРАТУРА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ РАНЕЕ 2001 ГОДА)
Задания второго уровня.
1. Составить сравнительную таблицу направлений обучения разных исторических эпох и ученых.
концепция научения
|
основные механизмы научения
|
содержание научения
|
1.
|
|
|
2.
|
|
|
2. Сравните взгляды разных ученых-бихевиористов на развитие ученика.
3. Сравните взгляды разных ученых-когнитивистов на развитие ученика.
.
Задания третьего уровня.
- Напишите эссе на тему: как развивается память и мышление при научении.
- Разработайте фрагменты занятий по психологии или педагогике (процесса обучения) по разных направлениям научения.
- Напишите эссе на тему: какие механизмы и закономерности научения использовали ваши учителя и преподователи.
семинар № 3. Психология учебной деятельности и развивающего обучения.
- Понятие об учебной деятельности.
- Структура учебной деятельности.
- Проблема развивающего обучения.
- Формирование теоретического мышления.
Литература
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.
- Развивающее обучение - страница на данном сайте
Задания первого уровня.
1. Сделать конспект к семинарскому занятию.
2. Найти в литературе ответ на вопрос: Какие психологические механизмы научения считали основными создатели системы развивающего обучения.
3. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара. (NB: ЛИТЕРАТУРА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ РАНЕЕ 2001 ГОДА)
Задания второго уровня.
1. Составить сравнительную таблицу разных систем развивающего обучения.
концепция обучения
|
основные механизмы научения
|
содержание научения
|
1.
|
|
|
2.
|
|
|
2. Сравните процесс обучения в традиционной и развивающей системы.
3. Сравните особенности эмпирического и теоретического мышления.
.
Задания третьего уровня.
- Напишите эссе на тему: как развивается рефлексия в учебной деятельности?
- Разработайте фрагменты занятий по психологии с точки зрения разивающего обучения.
- Напишите эссе на тему: какие механизмы и закономерности развивающего обучения можно использовать в практике вашего обучения и как развивать теоретическое мышление у студентов?
Тема 4. Мотивация учения.
План.
- Мотивы учения, их виды. Мотивы учения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.
- Формирование мотивации учения.
- Теория мотивации Б. Вайнера.
- Теория мотивации А. Бандуры.
- Теория мотивации М. Селигмана.
- Теория мотивации К. Двек.
- Теория мотивации Э. Скиннер.
- Теория самодетерминации.
Литература:
- Гордеева Т.О. Мотивация достижения. - М., 2007.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб., 2001.
- Леонтьев Д.А. Психология мотивации. М., 2008
- Маркова А.К., Матис Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
Задания первого уровня.
- Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
- Сравните способы мотивации персонала в организации менеджером и мотивации учеников к учебной деятельности педагогом. Оцените уровень эффективности способов учебной мотивации.
- Проведите анализ приемов мотивации в системе вузовского обучения.
- Проследите возрастную динамику изменения учебных мотивов и определите (найдите в литературе) эффективные приемы мотивации для каждого возраста.
Задания третьего уровня.
- Разработайте систему приемов (факторов) учебной мотивации студентов вуза.
- Перечислите (или разработайте сами) приемы коррекции нарушения учебной мотивации ученика.
- Проведите анализ деятельности какого-либо преподавателя (конкретного) с точки зрения формирования учебной мотивации.
Тема 5. Индивидуализация обучения.
План.
- Индивидуальные различия в обучениии.
- Индивидуальный стиль учения.
- Дифференциация обучения.
- Учет индивидуальных различий в обучении.
Литература:
- Ле Франсуа Г. Психология для учителя. - Спб., 2007.
- Унт И. Индивидуализация обучения. .М, 2001.
- страничка на сайте индивидуальный стиль учения
Задания первого уровня.
- Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
- Сравнитеразные подходы к выделению типов индивидуального стиля учения.
- Проиллюстрируейте примерами ваш собственный стиль учения.
- Разработаете программу коррекции стиля учебной деятельности, если это возможно.
Задания третьего уровня.
- Разработайте систему индивидуализации обучения студентов вуза.
- напишите эссе "Мой индивидуальный стиль учения".
- Проведите анализ деятельности какого-либо преподавателя (конкретного) с точки зрения организации индивидуализации учебной деятельности.
Тема 9. Педагог как субъект педагогической деятельности.
План:
- "Я" – концепция учителя. Педагогические способности. Психологическая компетентность учителя.
- Имидж учителя как фактор профессионализма.
- Профессиональное развитие и профессиональные деформации личности учителя.
- Психологическое здоровье учителя: способы сохранения.
Литература.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н /Дону, 1997. - С. 173-216.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - С.110-137.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.
- Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995. - С. 267-273.
- Способности и склонности: комплексные исследования. - М., 1989.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. РнД., 2003.
Задания первого уровня.
- Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
- Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
- Дайте сравнительную характеристику
- Какие существуют механизмы и возможности защиты и поддержания самоотношения учителя?
- Как связаны образ Я и образ профессии и какую они играют роль в построении образа «Я - профессионал»?
- Составьте портрет «идеального педагога» и «реального педагога» - объясните причины расхождения.
Задания третьего уровня.
- Разработайте систему критериев диагностики педагогических способностей.
- Разработайте и обоснуйте систему психолого-педагогического сопровождения психологического здоровья учителя.
- Разработайте рекомендации по предупреждению профессиональных деформаций учителя.
Тема 6. Психология педагогической деятельности и общения
План:
- Специфические особенности педагогической деятельности, ее структура.
- Мотивация педагогической деятельности.
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
- Педагогическое общение как взаимодействие,
- Барьеры и конфликты в педагогическом общении.
Литература:
- Ершов П.М., Ершова А.П., Булатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. - М.,1998. - С. 19-50.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н / Дону, 1997. - С. 343-372.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.
Задания первого уровня.
- Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
- Почему учитель должен быть хорошим оратором? Перечислите приемы удержания внимания аудитории.
- Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
- Как понять ученика и дать ему психологическую характеристику? Разработайте схему структурированного наблюдения за учеником.
- Приведите примеры из практики, когда педагогический конфликт разрешался конструктивно, когда деструктивно, а когда – со смешанными последствиями.
- Разработайте рекомендации по способами саморегуляции в конфликтном взаимодействии и конструктивному разрешению конфликтов.
- Разработайте систему критериев оценки эффективного педагогического общения.
- Сравните виды общения: личностное, деловое педагогическое.
Критерии сравнения
|
Личностное общение
|
Деловое общение
|
Педагогическое общение
|
1. Цель.
2. Структура.
3. Содержание.
4. Эффективный тип.
5. Стили.
6. … (другие возможные критерии)
|
|
|
|
Задания третьего уровня.
1. Разработайте систему критериев диагностики качества педагогической деятельности (профессиональной компетентности педагога).
2. Заполните таблицу, дополните ее собственными ситуациями:
Конфликтная ситуация
|
Причины конфликта
|
Конструктивный способ разрешения
|
Деструктивный способ разрешения
|
|
|
|
|
1. Родители считают, что педагог предвзято относится и субъективно оценивает ребенка
|
|
|
|
2. Администрация предъявляет неправомерные требования к стилю взаимодействия педагога и детей.
|
|
|
|
3. Ученики не выполняют домашнее задание.
|
|
|
|
4. Ученики закрылись в кабинете и педагог не может туда войти.
|
|
|
|
5. Педагог оказался свидетелем драки учеников.
|
|
|
|
6. …
|
|
|
|
- Опишите особенности проектирования педагогической деятельности педагога с формально-предметной направленностью и с гуманистической направленностью.
- В педагогической деятельности выделается несколько функционально-ролевых позиций: коммуникатор, организатор, фасилитатор. Опишите специфику и меру представленности этих позиций в разных образовательных средах.
Образовательные среды.
|
Коммуникатор
|
Организатор
|
Фасилитатор
|
Традиционное обучение
|
|
|
|
Развивающее обучение
|
|
|
|
Начальная школа
|
|
|
|
Основная школа
|
|
|
|
Высшая школа
|
|
|
|